Жизненно-творческий путь Энрико Карузо

курсовая работа

1.1 Вокальная педагогика Италии 19 века

Изменение исполнительского стиля, новые задачи, стоящие перед певцами -- исполнителями вокальных партий в операх Дж. Россини, В.Беллини, Г. Доницетти и Дж. Верди, привели к существенной коррекции вокальной педагогики. Старая методика воспитания не могла уже обеспечить необходимых профессиональных качеств певцам XIX века. И лишь накопление исполнительского опыта позволило сформировать новую методику педагогического процесса, которая сводится к следующему: -- обучение профессиональному пению должно начинаться не ранее 18-20 лет, когда организм вполне подготовлен к большим нагрузкам, эмоциональным и физическим; -- учителем пения может быть не только исполнитель, наделенный определенными педагогическими способностями, но и музыкант (дирижер, концертмейстер), хорошо знающий специфику вокального искусства и обладающий так называемым вокальным слухом; -- для развития динамических возможностей голоса необходимо воспитывать у певца смешанный -- косто-абдоминальный, то есть грудно-брюшной тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в регуляции фонационного выдоха. С ее деятельностью связаны громкостные изменения голоса певца; -- педагог обязан в процессе обучения певца выработать " звук на опоре" -- специфическое понятие, характеризующее координированную работу всех частей голосообразующего аппарата; -- принимая во внимание огромные пространства оперных залов и необходимость перекрывать звучание оркестра, певец должен испытывать вибрационные ощущения в области маски (имеется в виду маскарадная маска), являющиеся индикатором "полётности" звука; -- открытые гласные, используемые в школе XVII-XVIII века, должны быть заменены закрытыми "а", "э", и реже "и"; 50 -- работая над мужскими голосами, следует заботиться о формировании смешанного регистра и "прикрытии" верхнего участка диапазона голоса; -- пение вокализов является обязательным, ибо на них певец тренирует не только вокальную технику, но и элементы выразительности; Эти методические принципы с большей или меньшей последовательностью изложены в трудах вокальных педагогов второй половины XIX века. Франческо Ламперти -- наиболее крупный педагог, воспитавший плеяду певцов, среди которых были София Крувелли -- выдающееся сопрано, польская певица Марчелло Зембрих -- колоратурное сопрано, француженка Дезире Арто -- меццо-сопрано, ранее обучавшаяся у Полины Виар- до-Гарсиа, бельгиец Камилло Эверарди -- баритон-бас, А.М.Додонов -- тенор и многие другие. -- Франческо Ламперти никогда не был профессиональным певцом. Музыкант широкого профиля (органист, директор оперного театра), он прославился как вокальный педагог, а с 1850 года -- профессор пения Миланской консерватории. Ламперти оставил ряд теоретических работ: "Теоретичес- ки:практическое руководство для изучения пения", "Первые уроки вокала" и развернутый труд, переведенный в 1892 году на русский язык -- "Искусство пения". Основой вокального искусства, по мнению Ламперти, является дыхание. Ему принадлежит афоризм "школа пения -- это школа дыхания". "Употребление грудобрюшного дыхания необходимо певцам, так как только этим способом дыхательное горло удерживает вполне упругое естественное положение, и всякий поймет, какую можно извлечь пользу из вполне правильного дыхания...".* "Ученик должен стоять прямо, придав телу свободное положение; медленно вздохнуть до момента, когда горло испытает ощущение холода, в это мгновение взять но Признавая наличие трех регистров: грудного, головного и среднего (медиум), Ламперти отрицает наличие определенных нот перехода из регистра в регистр. Это явление индивидуальное. Однако у сопрано следует обратить особое внимание на ноту mi- , которая должна быть направлена в голову ("это ключ высоких нот"). Безусловный интерес вызывает интерес определение Ламперти признаков различных типов голосов. Так, сопрано узнается по яркости звучания sol1-, легкости произнесения слов или слогов на высоких нотах и способности долго держать на них дыхание. У меццо-сопрано лучшая * Ламперти Фр. Искусство пения. М.-Пг, 1923, с. 15. ** Там же, с. 16. 52 нота -- fa2. Тенор должен с легкостью выдерживать высокие ноты на дыхании и выговаривать на них слоги без всякого усилия. Самая лучшая нота у баритона ге1; у баса -- d o . Основная задача педагога -- выработать у певца legato. "Кто не поет legato, тот вовсе не поет", -- утверждает Ламперти. Говоря о недостатках певцов, автор указывает, что труднее всего исправлять "дрожание" и "перекрытие" голоса, которые появляются в результате частого использования верхних звуков диапазона и расширения границ грудного регистра. Большое место в работе Ламперти занимают вопросы артикуляции и произношения: недопустима замена одного гласного другим, удвоение согласных там, где не надо. Необычайно важны такие факторы, как уклад языка, движение упругих губ, положение рта, соответствующее тому или иному гласному. Ламперти придает большое значение занятиям техники беглости, которая сохраняет голос, делает его гибким, послушным, свежим и полнозвучным. Трель, по мнению Ламперти, -- дар природы. Однако это свойство следует совершенствовать, упражняясь в медленном (медленнее, чем позволяют голосовые данные!) темпе, без участия груди. Оба звука, составляющие трель, несут равную нагрузку. При работе над трелью необходимо следить за тем, чтобы язык, губы и подбородок оставались неподвижными! Филировка -- важный и показательный фактор овладения искусством дыхания. Филировку следует исполнять на гласный "а" (иногда на "е"), а заканчивать с некоторым запасом дыхания, как бы продолжая мысленно петь. Ценны указания Фр.Ламперти об интенсивности внутреннего усилия. Пение требует энергии, эмоциональности, и независимо от характера упражнений (вокализов, музыкальных произведений) степень эмоционального накала или, как он указывает, внутренней интенсивности, должна быть достаточно высокой. Это замечание распространяется на пение фраз как на forte, так и на piano.

Вердиевская музыкальная драма, как итог развития оперного искусства Италии XIX века, вызвала к жизни новую исполнительскую школу, потребовала от певцов дополнительных профессиональных качеств: сочетания вокального и актерского мастерства, широкого звуковысотного и динамического диапазона, ровности и однородности звучания голоса; и вместе с тем богатства тембровой палитры, создания смешанного регистра и прикрытия верхнего участка диапазона мужского голоса. Этим требованиям полностью удовлетворяли упомянутые выше Марианна Барбьери-Нини -- сопрано; Феличе Варези -- баритон; Джорджо Ронкони -- первый исполнитель Навуходоносора; Джузеппина (Пеппина) Стреппони -- первая исполнительница партии Абигайль и конечно же Энрико Карузо.

Делись добром ;)