1. Особенности ладовых структур
В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад [5].
«Лад» - слово русское, означающее внутреннее устройство любой системы, порядок, принцип, лежащий в основе отношений её элементов. Говорят о ладе в семье, о ладе в крестьянской общине, о ладе в коллективе. Применительно к музыке это понятие ввел в обиход русский музыковед Модест Дмитриевич Резвий (1806-1853) [12].
Музыкальные звуки сами по себе - лишь элементы, из которых при определенной их организации может быть образована та или иная ладовая система. Между звуками, образующими какую-либо ладовую систему, всегда возникают не только звуковысотные (интервальные), но и так называемые ладофункциональные соотношения: каждый звук, становясь определенной ступенью лада, непременно приобретает свойство устойчивости или неустойчивости и, в соответствии с этим своим значением, выполняет ту или иную роль - функцию - в ладе, определяющую и само название данной ступени (в дополнение к ее нотному наименованию) [1].
Функция есть одно из коренных свойств звуковых элементов в музыке, проявляющееся в их способности вступать в смысловые отношения с остальными элементами лада. Возникающее при этом так называемое ладовое тяготение не следует считать свойством самих ступеней и аккордов. Сила сопряжения элементов лада и их направленность непостоянны и варьируются в заметных пределах. Они зависят от многих условий, в первую очередь, от положения звука или созвучия в системе временных отношений. Для оценки направления и интенсивности тональных связей необходимо хорошо ориентироваться в организации музыкального времени. Структура музыкального времени - одна из фундаментальных основ существования и развития музыкального языка. Она не является раз и навсегда данной, её принципы заметно различаются в разных национальных культурах и а разных этапах исторического развития, как это происходит и со всеми остальными элементами музыкального языка [12].
В отличие от принятых в Европе терминов модальность и тональность, обозначающих исторически сменяющие друг друга принципы ладовой организации, смысл термина лад в современном понимании соединяет в себе и модальную основу - звукоряд ладовой структуры, и тональную систему - функциональные отношения составляющих её звуковых элементов.
В музыке различных исторических эпох лад выражается во множестве конкретных способов организации - типов ладовых структур, которые могут классифицироваться по следующим признакам:
- по типу носителя функций:
· лады мелодической природы, в которых функции выражены звуками, вступающими в отношения с другими звуками, составляющими мелодическую линию;
· лады гармонической природы (функции выражены аккордами, вступающими в отношения с другими аккордами в гармонической последовательности).
- по структуре звукоряда составляющего ее модальную основу:
· диатоника различных видов чистая (строгая), полная, неполная, условная (альтерационная), октавная, неоктавная;
· хроматика;
· симметричные лады разного вида.
- по строению системы функций:
· простые (имеющие одну тонику и соответствующий ей звукоряд);
· сложные, также разделяющиеся на разные типы:
§ переменные, основанные на смене устоев при неизменной модальной основе;
§ вариантные, содержащие разные варианты отдельных ступеней при неизменной тонике;
§ сочетающие вариантность с переменностью в одной структуре;
§ многоплановые, опирающиеся на политоникальность мелодических устоев и контраст модальной основы в разных слоях ткани.
- Введение
- 1. Особенности ладовых структур
- 1.1 Ладовый звукоряд как основа ладовой структуры
- 2. Своеобразие ладовых структур в музыке XX века
- 2.1 Диатонические лады и ладообразования на примере музыки Белы Бартока
- 2.2 Особенности бартоковской диатоники
- 2.3 Анализ ладовых структур на примере фортепианных пьес из цикла «Микрокосмос»
- Заключение
- 5.3 Ладовое чувство
- 172 Molto sostenuto /66 б. Барток, op. 6 № 14, Багатель
- Творчество б. Бартока
- Ладовая теория Средневековья
- Глава II Система детского музыкального воспитания к.Орфа.
- Ладовое чувство
- 6. Ладовый джаз.
- 172 Molto sostenuto /66 б. Барток, op. 6 № 14, Багатель
- § 100. Ладовая основа мелодии
- § 50. Разновидности ладов (общие положения)