logo
77921

«Восприятие музыки человеком»

Содержание

Введение

1. Различные взгляды на психологию музыкального восприятия

2. Физиологические механизмы восприятия звука

2.1. Физиологические основы слуха

2.2. Слуховые ощущения

2.3. Звуковысотный слух

3. О созвучиях, воспринимаемых как унисон

4. Психологические предпосылки возникновения музыки

5. Ощущение музыкального звука. Его компоненты

5.1 Тембр. Его связь с высотой

5.2 Музыкальная высота

5.3 Ладовое чувство

5.4 Два компонента мелодического слуха

5.5 Тембровое и гармоническое восприятие созвучий

5.6 Консонанс и диссонанс

5.7 Чувство ритма

Выводы

Список литературы

Введение

Уже давно музыка используется в терапевтической практике. Человек – глубоко музыкальное существо, поэтому ему свойственно попадать под мощное духовное и телесное влияние музыки. Б.В.Асафьев говорил, что наша речь имеет интонационную природу. О.Д.Волчек доказала доминирование тона в речи людей, который совпадает с определенной тональностью. Известно соответствие музыкальных ритмов и ритмов внутри каждого организма. В состоянии волнения мы можем что-либо напевать или отстукивать пальцами повторяющийся ритм.

Можно сказать, что сейчас люди живут в мире музыки, поскольку в XX веке появилась аппаратура, позволяющая прослушивать музыку где угодно и по много раз. В результате музыку можно услышать практически везде.

Музыка – не набор звуков. Она содержит смысл и переживается человеком. Музыкальное переживание по самому существу своему – эмоциональное переживание. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять поэтому как бы центр музыкальности (способность заниматься музыкальной деятельностью).

Люди испытывают психологическое и физиологическое воздействие музыки. Это качество и решили использовать в своей работе психологи.

Но долгие годы музыка была только вспомогательным средством при лечении. Только в последнее время появились такие формы работы, где музыка и музицирование выступают, во-первых, в качестве не дополнительного, а основного психокоррекционного средства, и, во-вторых, специально направлены на решение личностных и коммуникативных проблем.

В результате появилась музыкальная психотерапия личностно-центрированной направленности.

Но почему одни люди не реагируют сильно на музыку, а другие ее переживают очень взволнованно? Здесь тоже скрыта одна из проблем воздействия музыки на человека, занимающая специалистов.

Представляет интерес поэтому и сама музыка как объект исследования, изучаются механизмы восприятия ее людьми. В результате оказались затронуты такие сферы, как психология творчества, психология восприятия, психофизиология.

Цель курсовой работы: исследование восприятия музыки.

Объект: человек в момент воздействия на него музыки.

Предмет: психологические особенности восприятия музыки человеком.

Задачи:

  1. Рассмотрение основных подходов в изучении творчества.

  2. Рассмотрение физиологических механизмов восприятия звука.

  3. Изучение восприятия унисонов.

  4. Рассмотрение восприятия интервалов и аккордов.

Актуальность:

Специалисты начинают широко применять музыку в медицине при стоматологических, хирургических операциях (она снимает стресс), в качестве анестезии; в психиатрических лечебницах (музыка способна активизировать компенсаторные возможности психики); в психологии. Музыкальная психотерапия используется в работе с людьми с тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, страхами. Можно корректировать и оптимизировать поведенческие модели и сценарии, актуализировать творческие способности, обучать клиентов навыкам коммуникации и самовыражения, саморегуляции, формировать гибкость сознания и мировосприятия. Музыкотерапевтические приемы успешно используются в условиях психоконсультирования, психотренингов, в кабинетах психологической разгрузки, в индивидуальной и групповой психотерапии. Музыка участвует в лечении соматических и психоневрологических заболеваний. Она используется для профилактики неблагоприятных психологических состояний, в социальной педагогике.