В.С. Новиков
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ФОЛЬКЛОРА
(в аспекте генезиса и эволюции)
МОНОГРАФИЯ
Тюмень
2007
"Folklore - this lore of the people"-
Ф. Дж. Чайльд, американский фольклорист
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня перед народами России, как и ряда других стран, встают проблемы не только экономико-политического плана, но и вопросы сохранения культурных традиций, фольклора, родного языка и т. д. Социальная жизнь начала XXI в. ставит перед всеми народами мира так же и проблему взаимопонимания и диалога различных культур, поскольку этнические конфликты иногда имеют место даже в пределах одной страны.
В целом, прогрессивный процесс развития в XX, нач. XXI вв. индустриального и постиндустриального общества, ведет и к глобальному распространению массовой культуры западного образца, не всегда адекватной национальной шкале культурных ценностей в других странах. Существует опасность денационализирующего влияния коммерческой массовой индустрии, «вестернизации», разрушающей специфику культуры этноса, вытесняющей народно-бытовую культуру, фольклор. У многих народов существует негативное отношение к массовой культуре как угрозе существования собственной национальной культуры, зачастую проявляются реакции ее неприятия и отторжения.
Этнические конфликты иногда имеют место даже в пределах одной страны. Социальная жизнь конца 20 века ставит между народами мира проблему "диалога культур" и взаимопонимания. Вместе с тем, возникла и опасность денационализирующего влияния коммерческой массовой индустрии, вытесняющей народно-бытовую, фольклорную культуру. Фольклор, наряду с религией, стал сегодня фактором самосохранения и разнообразия национальных культур.
1960-80-е гг. в нашей стране характерны постановкой общекультурных, идеологических вопросов о значимости, судьбах фольклора и других форм народного творчества в целом. В 1970-80 гг. наша страна пережила накал дискуссий о судьбах народного творчества. Вопросы звучали иногда риторически: "Возможно ли, к примеру, навсегда сохранить ту русскую печь, без которой искажается прежнее восприятие русской сказки?" (Кучмаева И. К. Культурное наследие: современные проблемы. М., 1987. с. 116).
Д. С. Лихачев еще в начале 80 -х гг. ХХ века говорил об экологии русской культуры, и необходимости комплекса социальных мер по ее сохранению и защите. Невзирая на имеющиеся мнения об утрате в ХХ веке фольклора, он остается действенной силой для формирования национальных культур, и вызывает к жизни новые формы своего бытования. Об этом пишут д. филос. н. В. Разумный, культуролог Л. Переверзев, засл. деятель искусств Казахстана Е. Мергенов, д. филос. н. В. Чурбанов, академик Д. С. Лихачев, кандидат искусствоведения Э. Алексеев и др. (Народное творчество (прилож. к журналу "Клуб"), N. 1, 1989. С. 2 - 3).
Возрастающий интерес общественности к фольклору и развитие возможностей телевидения находит свое отражение в Международном телефестивале фольклора "Радуга", в отечественной телепрограмме "Играй, гармонь".
В 1970 г. во Франции был учрежден Международный совет организаций фольклорных фестивалей, который поставил своей задачей поднять роль фольклора в международном культурном сотрудничестве, который объединяет около 50 стран мира. Под его эгидой проводится большая часть всех происходящих в мире международных фольклорных праздников. В 1988 г. такой фестиваль проходил в Москве, и в нем участвовали фольклорные коллективы из 21 страны мира. (Б. Соколовский. Международный фестиваль фольклора. Впервые в СССР. //Народное творчество. № 1, 1989. с. 3-4).
Э. Алексеев пишет "Фольклор - это окно в духовный мир человека, в наиболее тонкие и сложные его области, в которых наш современник сохраняет жизненно важную связь со всей предшествующей, сформировавшей его культурой. Благодаря этим связям человек остается носителем тех национально-характерных черт, без которых мы не воспринимаем его, ни как полноценную личность, ни как ценностно-содержательный объект искусства" (3).
Конечно, национально-культурные факторы, под влиянием социально-экономического развития, должны претерпевать изменения. Но народные традиции, обычаи, и фольклор в целом – относительно самостоятельные и устойчивые феномены этнического сознания, воедино конденсируют этнос, играя роль своеобразных ограничителей, выход за рамки которых не очень желателен или даже невозможен.
Проблема сохранения национального самосознания существует у каждого этноса, как одного из импульсов актуализации «народного духа» и его созидательно-творческой роли в культуре. Главным фактором в сохранении этноса всегда становится язык, фольклор и другие компоненты народной культуры. В кризисные моменты развития культуры в общественной мысли каждой страны на первый план всегда выходят идеи «национального Возрождения», осмысление самобытного характера культуры, процессы, связанные с развитием национального искусства и пр.
Безусловно, культура каждого этноса под влиянием социокультурного прогресса претерпевает изменения. Но следует отметить относительную самостоятельность и устойчивость компонентов традиционной народной культуры: фольклора, обычаев, верований и пр., которые консолидируют этнос как имманентный элемент культуры.
Главная характеристика фольклора, как отмечал франко-бельгийский исследователь Арнольд ван Геппен, заключена в самом понятии «народный» [«Le Folklore». Paris, 1924 г. р. 5]. Социокультурный и художественный анализ фольклора актуален для осознания культурно-исторического пути России, ибо в российской культуре мы замечаем ярко выраженное «крестьянское лицо» с проявлением характерных культурно-этнических стереотипов мышления и артефактов повседневной культуры. Известно, что изменение культурно-этнических стереотипов при экстремальных условиях развития культуры чревато утратой этнической идентификации, «культурных архетипов», которые являются носителями культурно-психологического типа этноса (менталитета) как единого и неделимого целого.
Рассматривая фольклор как одну из сфер культуры, мы ставим в центр своего внимания историко-фольклорный процесс, проблемы социокультурного функционирования фольклора, его связи с художественной жизнью общества и др. Фольклор, как феномен культуры, тесно связан с культурно-художественными ценностями данного общества, особенностями национальной жизни, мировоззрения, мышления, менталитета, нравственных норм и т. д.
Другая доминирующая характеристика специфики фольклора заключена в его «художественности», потому что как традиционный, так и современный фольклор, отражает и поэтико-художественную сферу общественного сознания, которая реально проявляется в его функционировании в сфере художественной культуры.
Так, А.И. Арнольдов определяет: «Художественная культура – наиболее существенная сфера проявления национально-специфического, где диалектическое сочетание национального своеобразия с общечеловеческим звучанием является внутренним импульсом и непременным условием художественности» (…). «Это снимает саму проблему диалектики противоречий» между ними. «Общечеловеческое немыслимо без национального элемента системы (культуры – В. Н.). Игнорирование национального, как игнорирование любого элемента системы, ведет к энтропии последней и неизбежной гибели» [Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: 1993. С. 176-177, С. 188]. Из этого следует признание фольклора не только художественной ценностью и важнейшим элементом этнической, но и мировой культуры в целом.
Анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблемам фольклора, филологического, этнографического, а так же, философского, культурологического и эстетического плана показывает, что в настоящее время существует большое многообразие конкретных исследований, разноплановость частных фольклорных исследований. В тоже время выступает недостаточность трудов культуролого-философского характера, необходимых для широкого комплексного понимания проблем сущности и специфики многоликого существования фольклора.
Ситуацию, сложившуюся в науке с развитием теории фольклора к началу XXI в. можно считать плодотворной. Для фольклористки исследование типологии видов и жанров фольклора, их генезис, история школ и направлений фольклористики, массовые формы фольклорного и любительского творчества - вопросы первостепенной важности, это ее основная задача и цель.
Но, в фольклористике, при обилии подходов, методов различных научных школ и понятийных моделей при определении феномена фольклора, многие аспекты исследований можно назвать дискуссионными. Прежде всего, это относится к концептуальной основе выделения этнической специфики фольклора и определения феномена фольклорного сознания, хотя именно в этом аспекте и может быть достигнуто понимание сложного единства видов и жанров фольклора, различных по историческому происхождению, функциям и взаимодействию с другими явлениями культуры.
Фольклор нуждается в определении научных координат, в пределах которых его следует рассматривать как социокультурный, художественный и психологический феномен, не только генетически связанный с мифом, религией, искусством, но и как результат длительного историко-культурного развития этноса; причем, не только в качестве народно-бытовой традиции, но и как реальное проявление специфической формы художественного сознания. Фольклор обладает и одной очень важной спецификой: он одновременно и феномен художественный, и феномен бытовой культуры.
При определении феномена фольклора (что же можно считать фольклором), для нас особенно важны те произведения народного творчества, которые получили в массах широкое распространение, бытовую устойчивость у того или иного народа; стали типичными для того или иного исторического времени.
Проблема состоит в определении фольклора как особого феномена любой этнической и национальной культуры, в котором сочетаются специфические качества единства многообразного и многообразие единства.
Объектом нашего исследования, таким образом, является культура как многоуровневая система, и в том числе, фольклор, образующий специфическую этническую сферу своего существования.
Предметом исследования выступает фольклор как феномен этнической и национальной культуры, генезис фольклора, его эволюция и современное бытование; и как специфическая форма фольклорного художественного сознания.
Цель нашего исследования – раскрытие механизмов и основных закономерностей генезиса, содержание и сущность фольклора как атрибута любой народной культуры, как особой формы фольклорного художественного сознания.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволят расширить горизонт современного видения фольклора, открывая перспективы для дальнейших исследований феноменологии фольклора, которые могут использоваться для базовой методологической основы в теории фольклора.
Э.С. Маркарян, видный представитель философско-культурологической мысли, писал: «В Советском Союзе частные науки культурологической ориентации также стимулировали и порождали определенные течения теоретико-культурной мысли. К их числу относятся история культуры, этнография, археология, антропология, лингвистика, фольклористика, литературоведение» (Э.С. Маркарян. Теория культуры и современная наука, С. 382).
Для современного состояния в России культурологического знания, характерно стремление охватить и методологические направления зарубежной науки, дать надлежащую оценку достижениям дореволюционной науки, чтобы найти новые пути и методы познания.
- В.С. Новиков
- Глава 1. Понятийные и методолологические основы изучения фольклора
- 1.1. Феномен фольклора и концептуальные грани его изучения
- 1.2. Формирование теории фольклора в западной и отечественной науке
- Глава 3. Фольклор в культуре общества
- 3.2. От мифа к логосу: отражение действительности в развитии форм и жанров русского фольклора