Заключение
Искусство требует ответа, побуждает к известным действиям и поступкам. Музыка побуждает нас к чему-либо, действует на нас раздражающим образом, но самым неопределенным, то есть таким, который непосредственно не связан ни с какой конкретной реакцией, движением, поступком. В этом видим мы доказательство того, что она действует просто катартически, то есть проясняя, очищая психику, раскрывая и вызывая к жизни огромные и до того подавленные и стесненные силы. Действие музыки сказывается неизмеримо тоньше, сложнее, путем, так сказать, подземных толчков и деформаций нашей установки. Оно может сказаться когда-нибудь совершенно необыденно, хотя в немедленном действии оно не получит своего осуществления.
Моя точка зрения заключается в том, что я вижу роль музыки в оказываемом ею терапевтическом и исцеляющем психику эффекте. Музыка способна вызывать в человеке очень глубокие и сложные чувственные переживания, выходящие за рамки простого настроения, эмоционального фона и восемь базовых эмоций. Но я не поддерживаю подхода, разделяющего эмоции на жизненные и эстетические. Я полагаю, что музыка не создаёт, не генерирует в человеке чувств и эмоций не присущих ему, но может вызвать переживаний неведомых слушателю ранее. На мой взгляд, для глубокого восприятия музыки необходим личный чувственный опыт. Наши музыкальные предпочтения, на мой взгляд, зачастую бессознательны и, как мне кажется, во многом основаны на потребности в высвобождении и переживании своих собственных чувств. То есть мы выбираем музыку, соответствующую нашему психическому состоянию и тем эмоциям, которые преобладают в нас на данном этапе жизни. Переживаем вслед за певцом и композитором радость, блаженство, печаль, тоску, смятение…
В результате проделанной работы, были получены ответы на вопросы, поставленные в рамках задач исследования, выделим основные тезисы.
Экспериментальными данными подтверждается влияние, оказываемое музыкой на психофизиологические процессы, протекающие в организме слушателя. Музыка способна усилить метаболизм в теле, влияет на ритм сердечных сокращений, ускоряет дыхание, влияет на биоритмы, таким образом, даёт физическую основу для генезиса эмоций.
Большая роль в преобразовании музыкальных звуков в эмоциональные переживания отводится гипоталамусу, который так же выполняет в организме роль регулятора биологических ритмов и одновременно является «носителем» так называемого «центра удовольствия». Когда все биоритмы тела строго синхронны, человек себя великолепно чувствует и находится в состоянии близком к блаженству. Представляется возможным предположить, что люди любят и стремятся к частым прослушиваниям музыки в силу тяги к «правильным» синхронным ритмам, заложенным в музыкальных произведениях.
Установлена связь между музыкальными ритмами и биоритмами человеческого мозга. Сделано предположение, что, сильные музыкальные переживания возникают у индивида в момент резонанса музыкального биоритма произведения и доминирующего биоритма его мозга, что предположительно может так же являться и основой музыкальных предпочтений индивида. Ритмы человека способны сонастраиваться с музыкальными ритмами. Этот феномен получил название «эффект навязывания ритма». Наиболее сильно он выражен у индивидов, чья нервная система характеризуется как слабая, что позволяет предполагать у данных индивидов способность к более сильным и тонким музыкальным переживаниям, большую предрасположенность и любовь к музыке в целом.
Восприятие и воздействие музыки тесно связаны с эмоциональной сферой человека. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается, переходя в процесс осмысления.
Каждое музыкальное произведение имеет свой характер и темперамет, чувства заложенные в него автором. Тем не менее восприятие не всегда адекватно считывает посылы, заложенные автором.
На восприятие музыки оказывают значительное влияние индивидуально личностные характеристики слушателя. Такие как: психическое и эмоциональное состояние, степень новизны музыкального стиля для слушателя, индивидуальные предпочтения, степень музыкальной грамотности. Темперамент слушателя так же способен оказывать некоторое влияние на процесс восприятия, тем не менее прямой и сильной связи в результате проведённого эксперимента обнаружено не было.
На мой взгляд, роль музыки в оказываемом ею терапевтическом эффекте, который основан на высвобождении и переживании чувств слушателя.
Несомненно, тема «Влияние музыки на человека» представляет интерес для дальнейшего более детального исследования. Например, интересно исследовать особенности выбора и восприятия индивидами определённых музыкальных стилей, а так же трансового эффекта «клубной» музыки и др.
- Содержание:
- Глава 1: Психофизиологический аспект восприятия и влияния музыки
- Глава 2: Музыкальное переживание, как психический феномен
- Введение
- Глава 1: Психофизиологический аспект восприятия и влияния музыки
- 1.1 Психофизиологические реакции человека, связанные с восприятием музыки
- 1.2 Восприятие музыкального ритма и его влияние на слушателя
- Глава 2: Музыкальное переживание, как психический феномен
- 2.1 Роль эмоций в восприятии и влиянии музыки на человека
- Положительные и отрицательные эмоции в музыки
- 2.2 Темперамент и характер музыкального произведения
- Влияние личностных особенностей индивида на процесс музыкального восприятия и воздействия.
- 2.3 Адекватность музыкального восприятия
- Заключение
- Литература