1)Декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство –
вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом может служить металл, дерево, глина, камень, кость.
Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий:
резьба, вышивка, роспись, чеканка и др.
Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер.
Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы –
форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Основными народными промыслами России являются:
1)Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
2) Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
3)Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;
4) Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;
5)Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская;
6)Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра;
7)Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
8)Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,
9)Роспись по ткани - Павловские платки и шали;
10)Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства: эстетическое оформление посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия - до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением "украсить" самого человека, прежде всего женщину. Это художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство макияжа и парикмахерское искусство.
2) Колокольные звоны Руси.
С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.
Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…
Самый большой колокол – Царь-Колокол.
Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил.
При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста. Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием.
Красный звон – целый день на большие праздники. Слушание колокольных звонов.
Если подобрать различные, но гармонично звучащие колокола, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения. Главный - большой колокол – это солист, остальные (меньшие по размеру) – оркестр молодых. Сейчас стало традицией проводить конкурсы звонарей. Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчание ручьёв.
Многие русские композиторы воспроизводили звучание колоколов в музыкальных произведениях. Одно из таких произведений – опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”.
Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.
Билет №20