logo
классификация самод

1. По ориентации на основные пласты художественной культуры:

– ориентированная на этно-фольклорные виды народного, национального искусства (с внутренним подразделением на виды или формы этно-фольклорной культурной культуры);

– ориентированная на виды, школу и стили профессионального (академического) искусства (с внутренним подразделением на виды и жанры);

– оригинальная, включающая виды художественной самодеятельности, не имеющие аналога или образца ни в профессиональном, ни в народном искусстве.

2. По типам творчества и ориентации на основные пласты художественной культуры:

– исполнительская деятельность;

– авторская и авторско-исполнительская;

– импровизационная.

3. По степени организации и субъекту организации:

– «неорганизованная», «неформальная» или самоорганизующаяся самодеятельность;

– самодеятельность нестабильных организационных форм (организуемая средствами массовой информации, ситуативная и др.).

– организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социо-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически направляемая.

4. По преобладающему виду деятельности:

– объединения учебного типа;

– объединения познавательного и художественно-исследова-тельского типа;

– художественно-пропагандистские и художественно-орга-низаторские объединения;

– игрового типа;

– творческие;

– объединения комплексного типа с широким спектром видов деятельности.

5. По месту локализации:

– сельская художественная самодеятельность;

– художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);

– художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).

6. По возрастному составу:

– детская (младшего школьного возраста, подростков), юношеская;

– художественная самодеятельность взрослых (молодежи, старших возрастных групп) [4].

Творческий потенциал и потребность самоактуализации заложена в самой природе человека. Однако самодеятельность и есть деятельность, не утрачивающая свободного проявления характера в организованных и неорганизованных формах, т.е. самодеятельном творчестве.

Многими исследователями в области художественного творчества отмечается преимущество неорганизованной самодеятельности, спонтанной. В большинстве случаев она быстро появляется и распадается, и не многие из них приобретают организованную форму жизнетворчества (учебная деятельность, предполагающая творчество; профессиональное искусство; художественная самодеятельность масс). Подобная созидательная деятельность имеет высшую форму проявления человеком своих творческих сил и умений.

Актуальной на сегодняшний день является и задача по оптимизации неорганизованного самодеятельного творчества, помощи в ее организации, как в клубных, так и школьных, внешкольных учреждениях, по месту жительства. Активность личности, коллектива проявляется в процессе реализации своих способностей и навыков в различных сферах творческой деятельности.

Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе.

Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» самодеятельного художественного творчества непроизвольно будут закладываться основы творческого метода. Зарождая будущую природу коллективного творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности. Этим способен возродиться полноценный духовно нравственный человек.