Творчество Моцарта
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791)
Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью.
Выступал как клавесинист-виртуоз , скрипач, органист, дирижер, блестяще
импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца — Л. Моцарта.
Первые сочинения появились в 1761. С 5-летнего возраста с триумфом
гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии,
Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое
время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в
Болонье. В 1769—81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа
в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену,
где создал оперы «Похищение из сераля». «Свадьба Фигаро»; выступал в
концертах («академиях») . В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан»,
тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского
камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные
симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в
Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над
реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых
композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.
Моцарт наряду с И. Гайдном и Л. Бетховеном является представивелем венской
классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке,
связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления,
законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната,
квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной
организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея
динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного
преобразования реальности, Одновременно в нём нашли развитие качества новых
для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение
гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются
в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое
и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее,
общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное
предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве. В центре
художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает
как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному
воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта
основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в
процессе их взаимодействия.
В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох,
национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали
на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а
также старшие современники И. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э.
Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных
музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем
индивидуальному отбору и переосмыслению.
Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической
гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии,
взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Моцарт внёс огромный
вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту
свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики,
выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов,
прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается
разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада,
форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность
составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций,
персонифицированной трактовкой тембров.
Моцарт создал св. 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его
творчества — музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии
оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его
зрелых опер характерны органичное единство драматургии и музыкально-
симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии. Учитывая опыт
Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее», в «Свадьбе
Фигаро» . На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии
характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу,
проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью
контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия
оперы «Дон Жуан».
Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта — симфонии, камерные ансамбли.
концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной
музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение
концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной
драматургией (симф. D-dur, Es-dur, g-moll. C-dur). Симфонии Моцарта — важный
этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно - инструментальных
ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и
фортепьянные сонаты. Ориентируясь на достижения И. Гайдна, Моцарт разработал
тип камерно - инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-
философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью
гармонии языка.
В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля,
связанного с переходом от клавесина к фортепьяно . Сочинения для клавира,
главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об
исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей
виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.
Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен,
арий, бытовой музыки для оркестров и ансамблей. Из поздних образцов наиболее
известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает
мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты. оратории и др.: среди
выдающихся сочинений : мотет «Ave verum corpus», реквием.
Сочинения:
оперы - духовный зингшпиль (сценическая оратория) Долг первой заповеди (Die
Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767,
Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) Аполлон и Гиацинт, или
Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis,
либретто P. Видля по "Метаморфозам" Овидия, 1767, Зальцбургский университет);
- История искусства: музыка.
- Музыка как вид искусства
- Жанры музыки
- Классификация музыкальных инструментов
- Музыка эпохи Барокко
- Творчество баха
- Музыка эпохи классицизма
- Венская классическая школа
- Творчество Моцарта
- Романтизм как стиль и направление в искусстве
- Фортепианная музыка компазиторов-романтиков
- Творчество Шопена
- Западноевропейская музыка 2 половины 19 века
- Творчество Верди
- Оперное творчество вагнера
- Импрессионизм. Творчество Дебюсси