logo
Muzyka

Творчество Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791)

Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью.

Выступал как клавесинист-виртуоз , скрипач, органист, дирижер, блестяще

импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца — Л. Моцарта.

Первые сочинения появились в 1761. С 5-летнего возраста с триумфом

гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии,

Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое

время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в

Болонье. В 1769—81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа

в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену,

где создал оперы «Похищение из сераля». «Свадьба Фигаро»; выступал в

концертах («академиях») . В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан»,

тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского

камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные

симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в

Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над

реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых

композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.

Моцарт наряду с И. Гайдном и Л. Бетховеном является представивелем венской

классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке,

связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления,

законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната,

квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной

организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея

динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного

преобразования реальности, Одновременно в нём нашли развитие качества новых

для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение

гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются

в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое

и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее,

общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное

предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве. В центре

художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает

как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному

воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта

основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в

процессе их взаимодействия.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох,

национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали

на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а

также старшие современники И. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э.

Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных

музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем

индивидуальному отбору и переосмыслению.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической

гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии,

взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Моцарт внёс огромный

вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту

свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики,

выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов,

прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается

разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада,

форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность

составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций,

персонифицированной трактовкой тембров.

Моцарт создал св. 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его

творчества — музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии

оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его

зрелых опер характерны органичное единство драматургии и музыкально-

симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии. Учитывая опыт

Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее», в «Свадьбе

Фигаро» . На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии

характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу,

проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью

контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия

оперы «Дон Жуан».

Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта — симфонии, камерные ансамбли.

концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной

музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение

концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной

драматургией (симф. D-dur, Es-dur, g-moll. C-dur). Симфонии Моцарта — важный

этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно - инструментальных

ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и

фортепьянные сонаты. Ориентируясь на достижения И. Гайдна, Моцарт разработал

тип камерно - инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-

философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью

гармонии языка.

В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля,

связанного с переходом от клавесина к фортепьяно . Сочинения для клавира,

главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об

исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей

виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.

Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен,

арий, бытовой музыки для оркестров и ансамблей. Из поздних образцов наиболее

известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает

мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты. оратории и др.: среди

выдающихся сочинений : мотет «Ave verum corpus», реквием.

Сочинения:

оперы - духовный зингшпиль (сценическая оратория) Долг первой заповеди (Die

Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767,

Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) Аполлон и Гиацинт, или

Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis,

либретто P. Видля по "Метаморфозам" Овидия, 1767, Зальцбургский университет);