logo
Глава III

3.2. Формы и методы изучения творчества великих теноров XX века в процессе музыкального образования школьников

Вокально-исполнительское творчество тесно соприкасается с процессом эстетического воспитания и образования и становится одной из актуальных тем современной культуры, заставляющей исследователей размышлять о природе исполнительской деятельности, ее закономерностях и специфических чертах. При этом вокальное искусство рассматривается как эстетический феномен, на который оказывают влияние социокультурные факторы, и где художественное освоение мира тесно связано с онтологическими процессами формирования мировоззрения. Это чрезвычайно актуально, так как в художественном творчестве артист не просто стремится к самовыражению и самореализации, но и непременно выражает важнейшие типологические черты представителей социума, в который он погружен, становясь как бы глашатаем мировоззренческих позиций.

Вокальное искусство образует вокруг себя мощную воспитывающую среду, оказывает непосредственное влияние на всех участников художественно-педагогического процесса. В вокальной педагогике пение понимают в широком и узком смыслах. В широком смысле пение – способность голоса выражать музыкальные мысли, в узком – творческая деятельность человека, в процессе которой происходит передача художественного образа музыкального произведения с использованием вокальной техники.

Основоположники музыкального исполнительства как музыкально-педагогической науки подходили к рассмотрению исполнительства в его неразрывной связи с музыкальной культурой общества, его эстетическими и художественными критериями. Анализ литературы об исполнительском искусстве, законах его исторического развития, эстетике позволяет говорить о широчайших воспитательных и просветительских возможностях как вокального, так и других видов исполнительства.

В настоящее время наблюдается большой интерес к вокальному искусству среди детей и молодежи. Растет количество певческих коллективов, открываются многочисленные вокальные студии, организуются вокальные классы в музыкальных и общеобразовательных школах, где имеются возможности выбора для творческого развития любых видов вокального исполнительства – академическое, народное, эстрадное, джазовое, хоровое пение. Ежегодно в нашей стране и за рубежом проводится масса вокальных конкурсов с участием детей и молодежи разных возрастных категорий, что говорит о необычайной популярности данного вида творчества.

Исследования педагогов-музыкантов (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.В. Емельянов, К.Ф. Никольская-Береговская, Д.Е. Огороднов, Т.Н. Овчинникова, Г.П. Стулова, Л.В. Шамина, В.Н. Шацкая и др.) указывают на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Вокально-исполнительское творчество положительно влияет на всестороннее воспитание и образование, музыкальное развитие детей и юношества, воздействуя на эмоциональную сферу, развивая художественный вкус, воспитывая эстетическую культуру.

Однако, как показали результаты проведенного нами эмпирического исследования, сегодня среди проблем воспитания учащихся общеобразовательных школ одной из самых острых можно назвать снижение уровня художественно-эстетических потребностей. Основная масса школьников сориентирована главным образом на образцы массовой молодежной музыки низкого качества, не отвечающей критериям художественности.

Одним из факторов, определяющих несформированность музыкально-эстетического вкуса подрастающего поколения, становится дефицит информации о высокохудожественных образцах отечественной и мировой вокально-исполнительской культуры в СМИ. Однако наряду с этим не менее значимую роль в сложившейся ситуации, по нашему мнению, играет низкий уровень влияния образовательных учреждений общего и дополнительного музыкального образования на формирование музыкально-эстетического вкуса детей. Руководство и педагогический персонал в погоне за «сиюминутными творческими достижениями» не всегда подбирают репертуар из произведений выдающихся композиторов, народных песен, способствующих формированию музыкально-эстетической культуры детей. Бесконтрольная певческая концертная деятельность учащихся, эксплуатация неокрепших голосов в неприспособленных помещениях, выступления на открытом воздухе приводят к различным заболеваниям голосового аппарата, а порой к потере лучших качеств детского голоса. В педагогическом процессе эта система дополняется еще одним звеном – учителем.

Поэтому особое внимание в музыкальном образовании школьников необходимо уделять воспитанию художественного вкуса и ценностных ориентаций, потребности сохранять и преумножать лучшие традиции музыкального искусства. Решение этой задачи возможно в процессе освоения высокохудожественных образцов музыкального творчества, получения специальных историко-теоретических знаний, способствующих воспитанию высокой исполнительской культуры.

Педагог-музыкант в своей работе должен активнее опираться на научные исследования в области певческого голоса, уметь анализировать их и при необходи­мости, применять на практике, если они заслуживают внимания. В то же время он должен быть терпеливым и не форсировать успехи ученика за счёт применения тех или иных науч­ных результатов. Стараясь взять на вооружение всё передовое, про­грессивное, необходимо помнить о том, что эксперименты на человеческом голосе должны проводиться очень обдуманно, осторожно, актуальность новых установок должна быть подкреплена на практике. Только в этом случае – наука и практика будут идти вместе, помогая друг другу, и труд педагога, безусловно, станет более продуктивным.