logo
Хоровое творчество И.С. Баха

1.1 Религиозность, И.С.Баха, как источники его драматургических принципов, особенности творческого метода композитора

И.С. Бах был искренне религиозным человеком. Основы его религиозности тесно связаны с протестантским мировоззрением немецкого народа. Невозможно объяснить феномен творчества Баха вне исторического пути его страны и духовного развития Европы в канун эпохи Просвещения и при ее наступлении.

Как будто весь многострадальный опыт Германии со времен реформации и Тридцатилетней войны выразился в творчестве И.С. Баха, жившего позже событий, но впитавшего дух, трагический пафос, религиозные идеи того времени, как и творческий опыт немецких художников того периода. Немецкое искусство того времени постоянно обращалось к идее мученичества, страданий и самопожертвования и, в частности, к образу Спасителя мира, богочеловека Иисуса Христа, каким и хотело оно видеть подлинного идеального героя. (Отсюда и множество пассионов в их творчестве - изображений в музыке страданий Иисуса Христа). Этот особый дух трагедии, свойственный этому искусству, остался жить в музыке И.С. Баха. Причем И.С. Бах преодолевает некоторую ограниченность, а так же претворяет чрезмерную экспрессивность, соединяя ее в особом соотношении с рациональным началом и со сдерживающими художественными принципами. И в этом он уже человек своего времени - начало немецкого Просвещения, связанного с именем Лейбница и его последователей, просветителей - рационалистов, для которых непреложными ипостасями идеала были разум и добродетель, с приоритетом первого из них. Не без внимания этой философской школы сложилась высокоинтеллектуальная организованность музыки Баха. Наряду с другими исследователями М.С. Друскин определяет мировоззрение И.С. Баха как «религиозный рационализм». Поэтому искусство И.С. Баха, исповедующее идеи душевной чистоты и духовного самосовершенствования, призывающее к милосердию доброте и самопожертвованию, прославляющее подлинную красоту человека и Бога, удивительно погружает человека, казалось бы, в противоположные реалии и мироощущения: высокую разумность всего сущего и глубокий трагизм жизни. В этом, наверное, сердцевина его внутреннего восприятия жизни. Выразившаяся в драматургии его произведений. Особенно это проявилось в одном из ее принципов, который Т. Ливанова определила как принцип единовременного контраста - воплощение высочайшего накала чувств и мудрого действия разума, сдерживающего выражение этих эмоций.

Если говорить о внешних формах произведений И.С. Баха, о жанрах, в которых он работал, нельзя не удивиться обобщенности и завершенности в его творчестве значительных течений полуторавекового периода европейской музыки: хоровой полифонии эпохи Возрождения, протестантского хорала, немецкой песни, творчества Шютца, итальянской и немецкой органной музыки, итальянских опер и скрипично-ансамблевой школы Ж. Люли, французской клавесинной музыки, итальянской оркестровой и клавирной школы, английской музыки. Поразительно, что Бах, обогощая традиционные жанры чертами, заимствованными из других жанров, как и принципов формирования и интонационного строя, сложившегося в музыке XVII века.

Верный эстетическим идеалам предшествующих ему мастеров немецкой музыки Букстехуде, Бёму, Пахельбелю, Тайле, Шейсту, Шелле, Кунау вжившийся в стародавние обычаи и нравы бюргерской Германии, Бах был очень восприимчив ко всему новому в музыке. И это новое естественным образом вживается в его творчество. Например, старинный stile anttico он сочиняет с новоитальянским стилем concertato. А осваивая возможности современной ему оперной гомофонной кантилентности, ООН обогащает полифонию тонально-гармоническими факторами, гомофонию же полифонизирует. Все это отразилось на строении и фактуре хоров. Бах живет и творит свою музыку в переходное время между двумя типами музыкального мышления. Первому свойственна сакральная каноничность, которая определяется системой норм музицирования., обоснованных математико-космологическими и религиозно-эстетическими символами. В плане фактуры эта эпоха характеризуется модальностью, линеарностью (линии голосов относительно самостоятельны и одновременно соподчинены по вертикали). Кульминационная точка ее - строгий стиль Палестрины. Такие стили, которые выражаются линеарно П. Мещанинов называет трансцендентными.

Второй тип мышления утвердился в эпоху классицизма. Это автономная система норм, обоснованная внутримузыкально. За отдельными правилами здесь стоит связь правил друг с другом, их системность, обеспечивающая самодостаточную целостность музыкального опуса. Здесь царила тональная техника со своей функционально-гармонической логикой. Кульминация этой эпохи - гомофонно-гармонической стиль венских классиков.

Таким образом, если первому типу мышления свойственна стихия «сочинения», то второму - «подчинения», упорядочивания, утверждения, внутреннего центра. Первый - это «форма-вопрос». Второй - «форма-утверждение». В баховском творчестве происходит перелом от линеарно - интонационного пространства к гармоническому, не отменяющий значения ни первого, ни второго принципов. Так, оказавшись на стыке позднего барокко и зарождающегося рококо и классицизма. Он остался выше времени и сумел соединить в своем стиле сакральный канон и автономную систему музыкальных норм. В ней взаимодействует модальная и тональная техники, григорианский и лютеров хоралы, архаическое и новаторское. В этом антиномическом синтезе и кроется, вероятно, источник творческой концепции И.С. Баха, характеризующийся подвижностью, диалектностью и перспективностью. Своим драматургическим даром И.С. Бах преображает традиционные жанры. Он расширяет содержательную емкость прежних моделей, а новые сближает с традиционными. Таким образом, в творчестве И.С. Баха, «коллективно-обезличенная» музыка лютеранства преобразовалась в лирико-драматическое искусство, отмеченное необычайно эмоциональной силой.