logo
Пл практ зан ИЗРМ (мэи+мэв)

Семинар № 6: Творчество и.С. Баха

Вопросы:

  1. Истоки, музыкальные образы и темы в творчестве И.С. Баха.

  2. Характеристика вокально-инструментального творчества И.С. Баха. Духовные и светские кантаты и оратории.

  3. «Высокая месса» h-moll.

  4. Пассионы в творсестве И.С. Баха. «Страсти по Матфею».

  5. Двухчастные клавирные циклы. «Хорошо темперированный клавир».

  6. Органное творчество И.С. Баха. Хоральные прелюдии, двухчастные циклы.

Темы докладов и презентаций:

  1. Клавирное творчество И.С. Баха. Концерты и сюиты.

Музыкальные произведения для слушания и викторины:

  1. Духовные вокальные произведения: «Высокая месса» h-moll (№№ 1, 3, 4, 6, 12, 1517, 20, 23, 24) и «Страсти по Матфею» (№ 1, 47, «Тайная вечеря»).

  2. Инструментальные произведения: Итальянский концерт; Бранденбургский концерт № 4; «Хорошо темперированный клавир» (т. 1 –C-dur, c-moll, D-dur, d-moll, es-moll, g-moll, gis-moll, B-dur, b-moll; т. 2 – f-moll). Органные хоральные прелюдии (gmoll, fmoll, Esdur). Токката и фуга dmoll. Французские клавирные сюиты. «Каприччио на отъезд возлюбленного брата».

Литература

  1. Анализ вокальных произведений. Л., 1988. Раздел 3.

  2. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 1. М., 2002.

  3. Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, 1984. Глава I.

  4. Гордеевцева С.А. Проблема артикуляции музыки эпохи барокко. Новое прочтение клавирных сочинений И.С. Баха // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Екатеринбург 2001.

  5. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII I-я  пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-тов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.

  6. Доброхотов Б.В. Бранденбургские концерты И.С. Баха М., 1962.

  7. Друскин М.С. И.С. Бах. М., 1982.

  8. Друскин М. О риторических приемах в музыке И.С. Баха. СПб., 2005.

  9. Друскин М. Пассионы и мессы Баха. Л., 1976.

  10. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII в.

  11. История зарубежной музыки /Сост. К.К. Розеншильд. Вып I. М.: Музыка, 1978.

  12. Кершнер Л.М. Народнопесенные истоки мелодии Баха. М., 1959.

  13. Кирнарская Д. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского хорала до Моцарта. М., 1997.

  14. Кудряшов А.Ю. «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха в исполнительских интерпретациях середины и 2 половины XIX в. //Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Вып. 32. М., 2001. С. 152–162.

  15. Леонов Г.А. Музыкальные аффекты в «Хорошо темперированном клавире» И.С. Баха //Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Вып. 32. М., 2001. С. 110–138.

  16. Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 1. От античности к XVIII веку. М.: Музыка, 1986.

  17. Ливанова Т. Музыкальная драматургия Баха и ее исторические связи. М., 1989.

  18. Майкапар А. Тайнопись Баха //Музыкальная жизнь. 1990. № 15.

  19. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир». М., 1991.

  20. Морозов С.А. Бах. М., 1975.

  21. Носина В. Символика музыки Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире». М., 1991.

  22. Музыкальная энциклопедия /Под ред. Г.В. Келдыша. М.: Сов. композитор, 1990. Статьи «Месса», «Пассионы», «Оратории».

  23. Петров И. Си минорная месса И.С. Баха. М., 1957.

  24. Петров Ю. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире» И.С. Баха. М., 1967.

  25. Проблемы музыкального стиля. И.С. Бах. Г.Ф. Гендель. Сб. науч. тр. М.: МГК, 1985.

  26. Протопопов В.В. Великое творение И.С. Баха. Месса h-moll – анализ Kyrie и Gloria //Музыкальная культура христианского мира. Ростов, 2001, с.12, 66–296.

  27. Протопопов В.В. Принципы музыкальной формы Баха: Очерки. М., 1981.

  28. Хенрици К.Ф. «Страсти по Матфею» Баха: либретто. Екатеринбург, 1992.

  29. Шебалина Т.В. Рукописи И.С. Баха: ключ к тайнам творчества. СПб.: Logos, 1999.

  30. Швейцер А. И.С. Бах. М., 2002.