Семинар № 6: Творчество и.С. Баха
Вопросы:
Истоки, музыкальные образы и темы в творчестве И.С. Баха.
Характеристика вокально-инструментального творчества И.С. Баха. Духовные и светские кантаты и оратории.
«Высокая месса» h-moll.
Пассионы в творсестве И.С. Баха. «Страсти по Матфею».
Двухчастные клавирные циклы. «Хорошо темперированный клавир».
Органное творчество И.С. Баха. Хоральные прелюдии, двухчастные циклы.
Темы докладов и презентаций:
Клавирное творчество И.С. Баха. Концерты и сюиты.
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
Духовные вокальные произведения: «Высокая месса» h-moll (№№ 1, 3, 4, 6, 12, 15–17, 20, 23, 24) и «Страсти по Матфею» (№ 1, 47, «Тайная вечеря»).
Инструментальные произведения: Итальянский концерт; Бранденбургский концерт № 4; «Хорошо темперированный клавир» (т. 1 –C-dur, c-moll, D-dur, d-moll, es-moll, g-moll, gis-moll, B-dur, b-moll; т. 2 – f-moll). Органные хоральные прелюдии (g–moll, f–moll, Es–dur). Токката и фуга d–moll. Французские клавирные сюиты. «Каприччио на отъезд возлюбленного брата».
Литература
Анализ вокальных произведений. Л., 1988. Раздел 3.
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 1. М., 2002.
Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, 1984. Глава I.
Гордеевцева С.А. Проблема артикуляции музыки эпохи барокко. Новое прочтение клавирных сочинений И.С. Баха // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Екатеринбург 2001.
Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII – I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-тов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.
Доброхотов Б.В. Бранденбургские концерты И.С. Баха М., 1962.
Друскин М.С. И.С. Бах. М., 1982.
Друскин М. О риторических приемах в музыке И.С. Баха. СПб., 2005.
Друскин М. Пассионы и мессы Баха. Л., 1976.
Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII в.
История зарубежной музыки /Сост. К.К. Розеншильд. Вып I. М.: Музыка, 1978.
Кершнер Л.М. Народнопесенные истоки мелодии Баха. М., 1959.
Кирнарская Д. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского хорала до Моцарта. М., 1997.
Кудряшов А.Ю. «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха в исполнительских интерпретациях середины и 2 половины XIX в. //Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Вып. 32. М., 2001. С. 152–162.
Леонов Г.А. Музыкальные аффекты в «Хорошо темперированном клавире» И.С. Баха //Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Вып. 32. М., 2001. С. 110–138.
Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 1. От античности к XVIII веку. М.: Музыка, 1986.
Ливанова Т. Музыкальная драматургия Баха и ее исторические связи. М., 1989.
Майкапар А. Тайнопись Баха //Музыкальная жизнь. 1990. № 15.
Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир». М., 1991.
Морозов С.А. Бах. М., 1975.
Носина В. Символика музыки Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире». М., 1991.
Музыкальная энциклопедия /Под ред. Г.В. Келдыша. М.: Сов. композитор, 1990. Статьи «Месса», «Пассионы», «Оратории».
Петров И. Си минорная месса И.С. Баха. М., 1957.
Петров Ю. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире» И.С. Баха. М., 1967.
Проблемы музыкального стиля. И.С. Бах. Г.Ф. Гендель. Сб. науч. тр. М.: МГК, 1985.
Протопопов В.В. Великое творение И.С. Баха. Месса h-moll – анализ Kyrie и Gloria //Музыкальная культура христианского мира. Ростов, 2001, с.12, 66–296.
Протопопов В.В. Принципы музыкальной формы Баха: Очерки. М., 1981.
Хенрици К.Ф. «Страсти по Матфею» Баха: либретто. Екатеринбург, 1992.
Шебалина Т.В. Рукописи И.С. Баха: ключ к тайнам творчества. СПб.: Logos, 1999.
Швейцер А. И.С. Бах. М., 2002.
- Планы практических занятий по дисциплине «история музыки (зарубежной и отечественной)»
- Введение
- Содержание практических занятий
- Раздел 1. История зарубежной музыки Семинар № 1: Музыкальное искусство Древности
- Семинар № 2: Музыкальное искусство Средневековья
- Семинар № 3: Музыкальное искусство западноевропейских стран в XIV – XVI вв.
- Семинар № 4: Оперная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 5: Инструментальная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 6: Творчество и.С. Баха
- Семинар № 7: Творчество г.Ф. Генделя
- Семинар № 8: Оперная и инструментальная музыка второй половины XVIII в.
- Семинар № 9: Творчество й. Гайдна
- Семинар № 10: Многогранность и черты стиля в. Моцарта
- Семинар № 11: Французская революция и творчество л.Ван Бетховена
- Семинар № 12: Романтизм в музыке Германии и Австрии.
- Семинар № 13: Романтизм в музыке Италии и Франции
- Семинар № 14 Тема: Выдающиеся представители музыкальной культуры Польши, Венгрии, Чехии и Норвегии XIX века
- Семинар № 15 Тема: Достижения западноевропейской музыкальной культуры второй половины XIX века
- Семинар № 16: Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX в.В.
- Семинар № 17: Основные тенденции в музыке XX в.
- Раздел 2. История отечественной музыки Семинар № 1: Русская музыка в эпоху Древней Руси и Русском государстве до XVII века
- Семинар № 2: Русская музыка XVIII в
- Семинар № 3:Музыкальное искусство России первой половины XIX века
- Семинар № 4: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 5: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 6: Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 7:Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века
- 3. Методические указания для подготовки ответов на семинарах1
- 3.1. Требования к ответам на семинарских занятиях
- 3.2. Примерный план ответа по вопросу «Творческий облик композитора»
- 3.3. Примерный план ответа по вопросу «Черты стиля композитора»
- Характеристика творчества (видов, или сфер творчества)
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика оперы»
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика симфонии (сонатно-симфонического цикла)»
- Планы практических занятий по дисциплине