3.4 Камерная музыка в творчестве композитора. Романсы
Еще во время зарождения «Могучей кучки» в 1857 году композитор начал сочинять увертюру для оркестра и несколько романсов, в частности три романса соч. 3 («Тайна», «Спи мой друг молодой», «Так и рвется душа») на стихи Виктора Крылова. Именно в романсе «Тайна» проявилось направление к музыкальной декламации, чем впоследствии отличалось творчество Кюи.
Основная область, наиболее соответствующая дарованию композитора, - камерная музыка. Лучшее же в ней - романсы Кюи. Прочно вошли в репертуар наших певцов психологически тонкие, художественно законченные романсы на тексты А. С. Пушкина «Царскосельская статуя», «Сожженное письмо», - лирический монолог, А. Н. Майкова - «Эоловы арфы», «О чем в тиши ночей», «Истомленная горем». Романс «Робкое признание» (соч. 20 №2) посвятил своей дочери Лидии.Все это сочинения 1890-х годов, т.е. периода зрелости композитора. Представляют значительный интерес и цикл романсов на стихи французского поэта Ж. Рипшена, связанный с восприятием Кюи французской культуры.
Когда же в начале 20 в Кюи обратился к поэзии Н. А. Некрасова, попытался написать музыку на пять басен И. А. Крылова (1913) или откликнуться на военные события русско-японской войны вокальным циклом «Отзвуки войны», то потерпел неудачу. Несвойственность такого рода тематики характеру его композиторского дарования (да и изменившаяся к этому времени его идейно-эстетическая устремленность) помешали созданию полноценных, соответствующих избранной теме сочинений.
Миниатюра как форма высказывания характерна для Кюи и в области инструментальной музыки, где наибольшее место принадлежит небольшим произведениям для фортепиано, на которых явно ощущается воздействие фортепианного стиля Шумана (цикл «12 миниатюр», сюита «Аржанто» и др.). Некоторые из фортепианных циклов получили и оркестровые редакции.
- Введение
- 1. Детские и юношеские годы Ц. А. Кюи. Первое знакомство с музыкой
- 2. Зарождение «Могучей кучки»
- 3.1 Оперы
- 3.2 Знакомство с Ференцем Листом
- 3.3 Признание за рубежом. Опера «Флибустьер», 1894 г, Париж
- 3.4 Камерная музыка в творчестве композитора. Романсы
- 4. Кюи-писатель-критик
- 5. Детская тема в творчестве Ц. А. Кюи
- 6. Последние годы композитора
- 44. «Могучая кучка»
- Цезарь Антонович Кюи (1835–1918)
- Русская музыка второй половины х1х в. (Глинка, п. Чайковский, композиторы «Могучей кучки»).
- «Могучая кучка». История создания.
- 33. «Могучая кучка» - союз петербургских композиторов.
- Цезарь Антонович Кюи
- 2. Красивый музыкальный стих вызывает звуки, будит вдохновение; при одном чтении такого стиха у композитора часто рождаются соответствующие мелодии.
- 20.Эстетик а Могучей кучки.