1.5 "Текст в тексте" клавирной сонаты Гайдна
"Лёгкая соната" Гайдна (пример № 1) - репертуарное произведете фортепианного класса ДМШ - по своему содержанию является не столько фортепианным, сколько оркестровым. Его лексикография указывает на признаки присутствия в тексте образов духовых инструментов.
Пример № 1
Гайдн. Лёгкая соната
В тексте этой пьесы представлены все виды роговых сигналов: трезвучный сигнал (такты 1,3,4,7,8 нижней строки); золотой ход валторн (такты 1-2 верхней строки); сигнал выдержанного тона (такты 2-3).
Для правильной артикуляции и фразировки следует разбить текст на составляющие его валторновые реплики и обозначить границы разных видов роговых сигналов смысловыми лигами. В восьми тактах фрагмента лищь такты 5 и 6 нижней строки не выполняют семантической роли, являясь аккомпанементом (сравним их с ролью служебных слов в грамматике словесной речи). Остальные детали текста наполнены смыслом: это отдельные реплики солирующих валторн. Здесь важно иметь ввиду, что их границы не тождественны грамматической и синтаксической организации текста и они не совпадают с тактовой чертой. Иными словами, семантика и грамматика текста структурно автономны. Для чтения нотного текста наиболее актуальна грамматика (расположение звуков и длительностей согласно правилам и законам музыкального языка); для чтения музыкального текста требуется найти границы смысловых структур, связи знаков с музыкальными образами.
Так, главными героями рассматриваемого отрывка являются Музыканты, играющие на валторнах и подражающие звучанию лесного рога. В представленном сюжете участвуют 4 "валторны", и клавирный текст таким образом становится полиструктурным: он включает в себя признаки партитуры - неклавирного, quasi-оркестрового произведения.
Разработайте вместе с учеником исполнительский сценарий, разметив лигами смысловые границы реплик валторн.
Распределите роли: партии 1-й и 2-й валторн (верхняя строка) сыграет ученик; партии 3-й и 4-й валторн (нижняя строка), а также аккомпанирующие аккорды, - учитель. Партия каждой валторны исполняется отдельными руками, чтобы подчеркнуть сольные реплики валторн и сосредоточиться на задаче артикуляции - имитации тембра духовых инструментов.
Ансамблевая форма служит воплощением ролевой игры в воображаемый "квартет валторн". Она помогает приобрести навык тембровой имитации оркестровых инструментов на фортепиано и включить всегда актуальный постулат Рубинштейна "Рояль-оркестр!" в творческую практику живого педагогического процесса.
- Введение
- 1.1 Развитие восприятия музыки при обучении игре на фортепиано
- 1.2 Музыкальная семантика
- 1.3 Инструментальный театр Йозефа Гайдна: пространство метаморфоз
- 1.4 Гайдн в музыкальной школе
- 1.5 "Текст в тексте" клавирной сонаты Гайдна
- 1.6 "Театральные диалоги" клавирной сонаты №7 ре мажор
- 2. Исполнительская интерпретация музыкального произведения
- 2.1 Развитие восприятия формы пьесы
- 2.2 Работа над грамотным прочтением текста
- 2.3 Анализ работы с учеником по педагогической практике
- Заключение
- Симфоническое творчество гайдна.
- Музыкальный материал
- Фортепианное творчество Листа
- 37. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д)
- Фортепианная музыка компазиторов-романтиков
- Фортепианная музыка Шумана
- Основные жанры творчества. Народность музыки Гайдна. Сонатно-симфонический цикл у Гайдна
- Классический стиль в музыке
- Классическая западноевропейская музыка ху111 в.