Фортепианное творчество Листа
Крупнейший композитор-романтик, пианист феноменального дарования и дирижер, музыкально-общественный деятель и педагог, воспитавший многочисленных учеников, музыкальный писатель, Ференц Лист внес огромный вклад в мировую культуру.
В грандиозной панораме творчества Листа первое и основополагающее место принадлежит фортепианной музыке. К ней композитор обращался на всем протяжении творческого пути. Фортепианное творчество Листа очень тесно связано с его исполнительской практикой; это две взаимообусловленные и тесно связанные сферы его творческой деятельности. Именно благодаря своему исполнительскому дару Лист смог стать в фортепианной музыке таким ярким новатором.
Новаторство Листа в области фортепианной музыки заключается в симфонической трактовке фортепиано. Он развивает традицию концертно-виртуозного пианизма, главной особенностью которого является оркестральность: изобилие красок и звучаний, свободный охват всего диапазона инструмента, преобладание «крупного штриха», рассчитанного на пространство больших концертных залов. Это музыка, обращенная к самой широкой аудитории. В таком подходе к фортепиано Лист явился продолжателем Бетховена, который первый услышал в фортепиано целый оркестр. Подобно Бетховену Лист превратил фортепиано из салонного инструмента в концертный. На первый план в его фортепианном стиле выступает блеск, мощь, красочность, декламаторский пафос, виртуозный размах, импровизационный подход к материалу.
«В диапазоне своих семи октав, – писал Лист, – фортепиано содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека достаточно для воспроизведения гармоний, осуществляемых объединением сотен музыкантов. При его посредстве становится возможным распространение произведений, которые иначе, из-за трудностей собрать оркестр, остались бы неизвестными. Поэтому по отношению к оркестровому сочинению – оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распространяет; и если и лишена она красок, то все же способна передать свет и тени».
В фортепианных пьесах Листа часто встречаются авторские указания – quasi tromba (как бы труба), quasi flauto (как бы флейта) и т.д., имитация виолончели (например, в «Долине Обермана»), валторны (этюд «Охота»), колокола («Женевские колокола»), органа и т.д. Вершина приближения фортепиано к оркестру – это листовские переложения симфонических произведений, где он стремится шаг за шагом следовать оркестру.
Всего для фортепиано Листом написано более 500 произведений в самых разных жанрах:
1 – различные программные пьесы, обычно объединенные, как и у других романтиков в циклы («Альбом путешественника», «Годы странствий», «Поэтические и религиозные гармонии», «Утешения», «Венгерские исторические портреты», «Рождественская елка» – посвящена внучке композитора Даниэле Бюлов);
2 – венгерские рапсодии (19);
3 – транскрипции (фортепианные переложения оперной, симфонической, вокальной музыки) и парафразы (фантазии на заимствованные темы из оперной, вокальной, симфонической музыки);
4 – этюды, в которых, как и в шопеновских этюдах, виртуозно-технические задачи подчинены идейно-художественному замыслу (всего 55, учитывая первые и окончательные версии). Среди них – 12 «Трансцендентных этюдов» (или «Этюдов высшего исполнительского мастерства» – «Блуждающие огни», «Мазепа», «Дикая охота», «Метель»), этюды по каприсам Паганини (особенно популярен этюд «Кампанелла») и отдельные программные этюды («Шум леса», «Хоровод гномов»). Этюды, наряду с транскрипциями, явились вершиной и обобщением виртуозно-концертного стиля Листа. В его творчестве жанр концертного этюда прошел большой и интересный путь, неразрывно связанный с эволюцией его фортепианного стиля, а также и романтического концертного пианизма.
5 – крупные фортепианные произведения (2 сонаты – Фантазия-соната «По прочтении Данте» и h-moll), 2 концерта (Es-dur и A-dur), «Погребальное шествие» (под впечатлением разгрома венгерской революции 1848-49 гг), «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром (парафраза на т. Dies irae с 6-ю вариациями);
6 – всевозможные вальсы, марши, чардаши, полонезы.
- Вопросы к экзамену
- Вокальное творчество Франца Шуберта.
- Песенные циклы Шуберта
- Вокальное творчество Роберта Шумана. «Любовь поэта»
- Фортепианная музыка Роберта Шумана. «Карнавал»
- Польские жанры в творчестве Шопена
- Мазурки Шопена
- Полонезы Шопена
- Прелюдии Шопена
- Баллада в творчестве Шопена
- Вторая соната Шопена
- Фортепианное творчество Листа
- Венгерские рапсодии Листа
- Фортепианный цикл Листа «Годы странствий»
- Лирико-драматический симфонизм в творчестве Шуберта, Брамса, Дворжака
- Программная симфония в творчестве ГекторА БерлиозА
- Фантастическая симфония Берлиоза ор. 14
- Программный симфонизм в творчестве Ференца Листа. Симфоническая поэма «Прелюды».
- Оперная реформа Рихарда Вагнера.
- Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
- Оперная тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга».
- Оперное творчество Джузеппе Верди: общий обзор.
- Опера Джузеппе Верди «Травиата»
- Опера Джузеппе Верди «Риголетто»
- Опера Джузеппе Верди «Аида»
- Опера Жоржа Бизе «Кармен».
- Увертюра Вагнера к опере «Тангейзер»