Музыкальный материал
*Инвенции C-dur, F-dur.
Французская сюита, c-moll.
«Хорошо темперированный клавир» (1-й том): циклы c-moll, *C-dur.
Органная токката и фуга, d-moll.
*Месса h-moll: №1, 16, 20, 23 (1-2 фрагмента по выбору педагога).
Рекомендуемая литература
Алексеев, А. История фортепианного искусства. Т.1–2 / А.Алексеев. – М., 1973.
Друскин, М. И.С.Бах / М.Друскин. – М., 1982.
Мильштейн, Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха / Я.Мильштейн. – М., 1972.
Носина, В. Символика музыки И.С.Баха / В.Носина. – Минск, 1991.
Тема 10. Венская классическая школа.
Формирование сонатно-симфонического цикла.
Й. Гайдн (1732–1809) – 4 часа
Вторая половина XVIII века – блистательная страница в истории западноевропейской музыки. Бурное развитие естественных наук, философской мысли, литературы. Господство идей Просвещения (века Разума). Вера в человека и его разум. Оптимистический, жизнеутверждающий характер творчества. Демократичность сюжетов, стремление к естественности, простоте, ясности языка, стройности и логичности формы.
Классицизм как стиль в музыкальном искусстве XVIII – начала XIX века. Творчество венских классиков – обобщение исканий всей эпохи. Утверждение в западноевропейской музыке гомофонно-гармонического стиля.
Интенсивное развитие инструментальных жанров: сонаты, симфонии, квартета. Формирование состава симфонического оркестра. Возникновение 4-частного симфонического цикла, его строение:
главенствующее положение 1-й части (сонатное allegro);
медленная 2-я часть как лирический центр (сложная 3-частная или вариации);
жанровая 3-я часть – менуэт (сложная 3-частная типа da capo);
итог всего цикла – рондообразный стремительный финал.
Строение сонатного allegro. Экспозиция: контраст тональных соотношений тем главной и побочной партий. Роль связующей и заключительной партий. Разработка как второй раздел сонатной формы. Приемы развития тематизма экспозиции. Реприза – третий раздел сонатной формы, ее тональный план. Роль основной тональности в создании целостности формы.
Й.Гайдн – австрийский композитор. Первый представитель венской классической школы. Основоположник классической симфонии и квартета. Создатель классического симфонического оркестра.
Жанровое разнообразие творчества композитора. Ведущие темы и образы творчества Гайдна. Жизнеутверждающее начало музыки композитора, оптимизм, ясность мироощущения, простота и искренность чувств. Стройность и уравновешенность форм. Истоки творчества: народная музыкальная культура Австрии, южнонемецкая, славянская, венгерская, хорватская народная музыка; бытовая музыка Вены (лендлер, менуэт, серенада).
Историческое и художественное значение творчества Гайдна.
Жизненный и творческий путь
Лондонская симфония Es-dur («С тремоло литавр»), № 103.
Общий характер симфонии, круг ее образов. Жанрово-бытовая природа тематизма. Строение цикла, роль каждой части.
I часть. Роль медленного вступления. Танцевальная основа тем экспозиции. Развитие тем вступления, главной и побочной партий.
II часть. Форма двойных вариаций, песенная основа тематизма.
III часть. Менуэт в народном стиле. Особенности ритма и мелодики.
IV часть. Оптимистический, праздничный характер финала.
Фортепианные сонаты. Общность тематизма и образного мира сонат и симфоний. Эволюция стиля сонат (переход от клавесинного стиля к фортепианному). Углубление образного строя к поздним сонатам. Расширение масштабов цикла. Утверждение 3-частной композиции цикла.
Соната e-moll. Строение цикла. Роль каждой части.
I часть. Сонатное allegro. Контраст основных тем. Стремительность и взволнованность темы главной партии и светлый характер побочной. Основа разработки – тема главной партии. Ведущие темы в репризе.
II часть. Лирический центр. Спокойное, светлое настроение части.
III часть. Финал (рондо). Характер темы рефрена. Мелодическое родство рефрена и эпизодов.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса