logo search
Анализ хоровой сцены из V действия оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки

2.1 Музыкально-теоретический анализ

Анализируемая хоровая сцена является фрагментом из финала V действия оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Первый хор («Ах ты, свет Людмила») изложен в тональности ре минор. Ему предшествует оркестровое вступление, это - последование аккордов тоники, субдоминанты и доминанты, воспроизводимых инструментами различных тембров (струнные смычковые, медные и деревянные духовые).

Тема хора отличается неторопливым и плавным движением голосов, главным образом, в параллельных терциях и мягко подчеркнутыми синкопами, что характерно для интонаций русских народных причитаний-«заплачек».

Размер первого хора - 2/4.

Темп вступления - Andante. Помимо словесного указания, композитор выставил также и обозначение метронома - 80. Перед вступлением хора («Ах ты, свет Людмила») темп меняется на Andantino (обозначение метронома - 76).

Форма хора вариационная. Тема хора, заключенная в стройный период (тт. 13-28), в дальнейшем развитии проходит через ряд вариаций (один из характерных для композитора приемов развития музыкального материала). Во втором проведении темы, в первой вариации (тт. 29-44) Глинка переставляет мелодии женских голосов (двойной контрапункт октавы), ставя их в другие тесситурные условия. Этим приемом он добивается изменения звучности, подчеркивая тем самым остроту чувств и напряженность звучания. Во второй вариации («Горе нам!», тт. 45-60) тема поручена оркестру, хор выполняет лишь скорбные причитания. В третьей вариации («Фарлаф! Людмилы безответный труп…», тт. 61-76) тема также проходит в оркестре. В четвертой вариации («Все изменило», тт. 77-92) тема излагается в строе параллельного мажора (F-dur), что вносит существенные изменения в характер и колорит музыки. На фоне прозрачной четырехголосной гармонии сопровождения звучат речитативы Фарлафа. После вариации следует небольшая связка-переход ко второму хору. Содержанием ее является обращение народа к Фарлафу («Ой, Фарлаф»).

Второй хор («Не проснется птичка утром»), рисующий, как и первый, обряд народного оплакивания, имеет более светлый характер, это обусловлено и выбранной тональностью - a-moll. Композитор тем самым придает ему светлый колорит, задушевность и интимность.

Если в первом хоре можно отметить типичные особенности крестьянской обрядовой песни, то во втором слышатся отклики городской. Это нашло свое отражение в гармоническом миноре, в движении к вводному тону, характерном для городской песни и романса. Размер второго хора - 6/8. Меняется и темп - второй хор необходимо исполнять Alegretto (обозначение метронома - 60 для четверти с точкой).

Хор изложен в трехчастной форме.

Первый период (А, тт. 101-114) состоит из трех неодинаковых предложений (4+4+6 тактов), после чего следует восьмитактовое дополнение (тт.115-122), построенное на материале последних четырех тактов темы (речитативы Светозара и Фарлафа).

Второй период (Б, тт. 123-130) представляет собой обращение народа к Светозару («Во храм богов»). Интересна ладовая окраска этого периода - сопоставление натурального и гармонического G-dur (высокая и низкая VI ступень - e и es), переход в e-moll и a-moll, а также своеобразное голосоведение (движение параллельными секстами, пение теноров и басов в октаву), придающее музыке суровый и мужественный характер. За первым периодом с его дополнением и вторым идет их повторение, проведенное с некоторыми изменениями (первая реприза - А1, тт. 131-144).

В заключении хора еще раз исполняется первый период («Не проснется птичка»; вторая реприза - А2), в который композитор вносит значительные изменения:

1) Выразительный хроматический ход партии теноров фа диез-фа-бекар (т. 162),

2) Мажорная субдоминанта, переходящая в минорную (т. 166),

3) Двойной контрапункт октавы (с 165 т. мелодия теноров передана сопрано, а мелодия сопрано - тенорам).

Таким образом, построение всего хора может быть представлено схемой А-Б-А1-Б1-А2, что позволяет определить форму хора как простую трех-пятичастную, близкую к народно-песенной форме рондо.