2.2 Вокально-хоровой анализ
Хоровая партитура сцены написана для смешанного четырехголосного хор, состоящего из четырех партий - сопрано, альтов, теноров и басов.
Divisi встречается в партии альта в тт. 164-165 и в партии тенора (тт. 103-104, 107, 168-170).
Общий диапазон хоровой партитуры составляет три октавы: A-g2.
Диапазон партии сопрано составляет полторы октавы: d1 - g2.
Диапазон партии альта - полторы октавы: c1 - f2.
Партия тенора немного больше октавы: d - g1.
Диапазон партии баса также больше октавы: A - d1.
Если говорить о тесситурной составляющей, то необходимо отметить, что хоровые партии написаны удобно для исполнения, почти лишены переходных звуков.
Характер звуковедения связан с образным строем произведения - в основном, плавный - legato, иногда встречается marcato, где композитором поставлены акценты. Staccato встречается лишь в партии оркестра.
Хоровая партитура произведения должна исполняться, в основном, на цепном дыхании. В этом произведении часто используется общехоровое дыхание, необходимое для того, чтобы вступить с хорошей атакой звука и четкой артикуляцией. Виды дыхания в произведении будут разными: активное, емкое, спокойное, легкое - в зависимости от характера звуковедения данного фрагмента произведения.
В процессе работы над произведением могут возникнуть трудности с чистотой интонирования. В первом хоре, во второй вариации («Горе нам!») хор звучит в унисон на нюансе ff, что может составить интонационную трудность при исполнении. В партии альта во втором хоре важно обратить внимание на пение на одном звуке (тт., 101-107, 123-126, 131-137, 139-140, 153-156, 169-174), чтобы не допустить понижения. В партии сопрано интонационно трудное место в тт. 165-168, во втором хоре. В партии тенора в первом хоре также нужно обратить внимание на пение на одном звуке (тт. 13-16, 33-37), во втором хоре - на т.111 (ход на ум. 5), в тт.161-163 - на движения по хроматизмам. В партии баса в первом хоре интонационно трудное место будет в тт. 37-44, во втором хоре - в тт. 101-108 (пение на одном звуке) и в тт.108-113 (движения по полутонам).
Ансамбль хора будет естественным - хоровые партии находятся примерно в одинаковых тесситурных условиях. Искусственный ансамбль композитор не использует.
Следует отметить то, что в первом хоре в разных партиях используется разный стихотворный текст (тт. 13-20).
- Введение
- Глава 1. Обзор творчества авторов произведения
- 1.1 Творческий портрет композитора
- 1.2 Оперно-хоровое творчество М.И. Глинки
- 1.3 Краткая характеристика творчества А.С. Пушкина
- 2.1 Музыкально-теоретический анализ
- 2.2 Вокально-хоровой анализ
- 2.3 Роль инструментального сопровождения
- 2.4 Исполнительский план
- Заключение