logo search
Ведущие трубачи джаза

1.2 Творчество Фредди Кеппарда

Фредди Кеппард -- один из первых джазовых корнетистов, трубач, руководитель новоорлеанского бэнда. Вслед за Бадди Болденом считается самой значительной личностью в раннем джазе.

Фредди Кеппард родился 15 июля 1890 года в Новом Орлеане. В детстве играл на мандолине, скрипке и аккордеоне, в 16 лет освоил корнет и начал выступать в новоорлеанском составе «Olympia Orchestra». В 1907--1912 был руководителем этого же коллектива. Вскоре после того, как Бадди Болден вынужден был покинуть музыкальную сцену, Фредди Кеппард был провозглашён «Королём Кеппардом» в соответствии с новоорлеанской традицией присоединять «королевское» звание к имени лучшего музыканта города.

Кеппард был высоким и сильным человеком. Он обладал богатым и мощным звуком, брал на трубе очень высокие и очень низкие ноты, которые не могли взять другие исполнители. Кеппард придумал много новых исполнительских приемов. Он научил трубу плакать и смеяться. Для этого он использовал необычную квакающую сурдину. Однако при всем своем артистизме и фирменной манере игры Кеппард очень боялся имитаторов. Во время выступления он закрывал пальцы носовым платком, чтобы никто не мог подсмотреть, как он это делает.

В 1914 г. Кеппард вместе с шестью другими музыкантами переезжает в Лос-Анджелес. Там он создает «Original Creole Orchestra», который в течение четырех лет выступает в водевильных театрах. Ансамбль гастролировал по всей стране, и когда в декабре 1915 г. они выступали в Нью-Йорке, представители компании «Victor» предложили Кеппарду записаться на пластинку. Это было очень смелое предложение, поскольку джаз еще никто не записывал. Никто не был уверен в его коммерческом потенциале. Для Кеппарда и его ансамбля это был уникальный шанс, но он его отверг. По одной версии, Кеппард испугался, что другие музыканты, купив пластинку, смогут украсть его манеру игры.

С ростом негритянского населения в северных городах рос и спрос на негритянскую музыку, особенно на блюзы, регтайм и джаз. В 1917 году Фредди Кеппард поселился в Чикаго, играл с Джо «Кинг» Оливером, Джимми Нуном, Сиднеем Беше и другими музыкантами раннего джаза. С 1924 по 1927 года он записывался с оркестрами, а в 1926 году выпустил пластинку под собственным именем «Freddie Keppards Jazz Cardinals». Эти записи показывают, что стиль Кеппарда, достаточно техничный и импровизационный, испытывал влияние раннего новоорлеанского джаза, который развивался в строгих рамках регтайма. Но по мнению многих его современников, эти записи показывали, что это уже не тот Кеппард, которого они знали в лучшие его годы.

Записи, сделанные Кеппардом с 1924 по 1927 гг., уже не оказывали существенное влияние на развитие джаза. В это время, начиная с 1923 г., серию пластинок с джазовой музыкой записывает ансамбль Оливера «Creole Jazz Band». А в период с 1925 по 1928 гг. Луи Армстронг выпускает свои знаменитые пластинки «Вlot Five» и «Hot Seven.

В последние годы Фредди Кеппард страдал алкоголизмом и туберкулёзом. Умер 15 июля 1933 года в Чикаго.