1.3 Творчество Луи Армстронга
Американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Потрясающий музыкант XX века, оказавший огромное влияние на становление и развитие джаза, и сыгравший ключевую роль в популяризации джаз музыки. Он нашел в новой музыке некие выразительные особенности, которые, в конечном итоге, привели к созданию нового музыкального жанра.
Луи Армстронг родился 4 августа 1901 г. в Новом Орлеане. Армстронг с детства начал петь в маленьком уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Это время прошло в атмосфере музыки регтаймов, маршей и духовных песнопений. Он был участником вокального квартета, который просуществовал несколько лет. Вместе с друзьями он пел на улицах. Этот вокальный опыт, безусловно, способствовал развитию у Армстронга музыкальных способностей.
Первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате «Уэйфс Хоум» для цветных подростков в 1913 году, куда попал за случайный поступок -- стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полисмена -- одного из клиентов матери). Там он сразу приобщился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине, альтгорне, а затем освоил корнет. Оркестр играл традиционный для того времени репертуар -- марши, польки и просто известные песенки. Ко времени окончания срока Луи уже решил стать музыкантом. Его исполнительская манера формируется не на блюзах и регтаймах, а на репертуаре духового оркестра, где ценилась чистота и изящность звучания. Эта яркая, рассчитанная на внешний эффект исполнительская манера игры стала в дальнейшем характерна и для Луи Армстронга.
Освободившись, в 1914году, он стал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер, считавшийся в те времена лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронга взял в свой ансамбль довольно авторитетный тромбонист Кид Ори. Луи периодически начинает выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвует в джаз парадах по улицам родного городка и играет в группе «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который развлекал туристов на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал молодому музыканту начальные основы исполнительской грамоты и Армстронг становится профессиональным музыкантом.
К этому времени у Армстронга исключительно высокая репутация среди коллег-музыкантов. Его исполнительское мастерство значительно возросло, а манеру игры отличала необыкновенная одухотворенность.
В 1922 году Оливеру понадобился еще один корнетист, и он зовет Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время ярчайшим джазовым составом Чикаго и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущего карьерного роста. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. Так, например, записи, сделанные в 1923 г., которые представляют прекрасные образцы раннего джаза. Немногочисленные соло Армстронга, демонстрируют его способность свинговать. Он всегда был готов дополнить партию Оливера. Они вместе импровизировали и создали особый дуэтный стиль.
Осенью 1924 г. Армстронг покидает ансамбль и принимает приглашение Флетчера Хендерсона поработать в его оркестре. Он прибывает в Нью-Йорк и в течение года работает в одном из модных танцзалов города «Roseland», который посещала белая аудитория. Оркестры того времени были в большей степени танцевальными. Они использовали джазовые приемы только для того, чтобы их пьесы звучали свежо и оригинально. Появление Армстронга изменило ситуацию. Его рефрены преобразили ансамбль. Он учит музыкантов свинговать и импровизировать. Армстронг прекрасно звучит в верхнем регистре, использует блюзовые тоны и граул-эффекты. Его влияние было настолько велико, что не только трубачи, но и все без исключения музыканты старались ему подражать. Он изменил стиль игры музыкантов ансамбля.
Поскольку в те годы блюз был очень популярен, оркестранты Хендерсона очень часто аккомпанировали исполнительницам Блюзов. Принимал участие в записях и Армстронг. Наиболее удачные записи он сделал с Бесси Смит в январе 1925 г. Вместе с пианистом Фредом Лонгшоу они записали пять композиций, которые считаются вершиной искусства исполнения блюза.
В оркестре Хендерсона он делает очень важный шаг не только в своей карьере, но и в истории джаза. Армстронг выступает как певец. Публике нравится его необычная, темпераментная манера исполнения и она аплодирует ему гораздо громче, чем за игру на трубе. Пройдет совсем немного времени, и аудитория станет воспринимать его в большей степени как подыгрывающего себе на трубе певца. Вскоре он записывает новаторский номер «Heebies jeebies», где поет и создает голосовые импровизации. Согласно легенде, во время записи ноты Армстронга соскользнули на пол. Поскольку студийное время было дорогое, он получил указание от руководителя студии не останавливаться и стал напевать без слов, слог за слогом, подражая звукам инструментов. И в дальнейшем этот прием получил название скэт и стал отличительным признаком джазовой манеры пения.
В ноябре 1925 г. Армстронг возвращается в Чикаго. Он расстается с корнетом и переходит на трубу. В период с 1925 по 1928 гг. он записывает серию пластинок (всего записано более шестидесяти) «Hot Five» и «Hot Seven» под своим именем. Эти записи демонстрировали прекрасные образцы импровизационной музыки и практически вытеснили старый новоорлеанский стиль. После них джазовая музыка неузнаваемо преобразилась.
В 1929 году Луи Армстронг окончательно перемещается в Нью-Йорк, где становится важной фигурой в индустрии развлечений. Наступает эра биг-бэндов и он все больше уделяет внимание танцевальной, популярной тогда свит-музыке. Армстронг привносит в этот музыкальный стиль свою яркую манеру, свойственную хот-джазу и быстро становится звездой национального масштаба. Его талант достигает расцвета. В 1930-е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона, затем в Калифорнии -- с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде. В 1931 году посещает с биг-бэндом Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играет в Гарлеме и на Бродвее. Ряд турне совершенных в Европу (в довоенный период с 1933 года он несколько раз играл в Англии, гастролировал в Скандинавии, Франции, Голландии) и Северную Африку приносит Армстронгу широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями выступает с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимается в кинофильмах.
Все прекрасно понимали, что его талант способен привлечь внимание еще большей аудитории (прежде всего белой публики) и на нем можно заработать. Публике нравится его исполнение на трубе, его пение, его сценический образ типичного «развлекателя». Армстронг исполняет и записывает настоящую джазовую музыку, удовлетворяющую запросы самой взыскательной аудитории.
В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше, Бингом Кросби, Саем Оливером, Дюком Эллингтоном, Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях (1948 -- Ницца, 1956-58 -- Ньюпорт, 1959 -- Италия, Монтерей), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера. Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».
В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления. В 1960-е гг. Армстронг работает чаще как вокалист, записывая как каверы традиционных шедевров в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни. Вместе с Барброй Стрейзанд он участвует в мюзикле «Привет, Долли!»; Изданная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении занимает первое место в американском рейтинге продаж. Фактически, это явилось апофеозом музыкальной карьеры Армстронга. С тех пор никому из джазовых музыкантов не удавалось достичь подобной популярности. Последним хитом Луи Армстронга стала позитивная песня «What a Wonderful World». Умер Луи Армстронг 6 июля 1971 г.
Являясь трубачом-революционером своего времени, Армстронг заложил фундамент для всех будущих джазовых революций. Не будь Армстронга, судьба джазовой музыки могла сложиться совсем по-другому. С его приходом уходит в тень мягкая окраска звука и коллективные импровизации. А Луи Армстронг ярким звуком трубы, с удивительной вибрацией, с головокружительными переходами, с ритмической раскрепощенностью и неистощимой фантазией своих импровизаций расширяет представление о возможностях трубы и музыканта, играющего на ней. Благодаря Армстронгу джаз пошёл по собственному пути развития.
Армстронг изобрел новый стиль игры, придумал совместные импровизации, объединил блюзовое звучание с американскими народными песнями, расширил диапазон трубы. Он определил, что джаз будет искусством солиста, а не ансамбля. Фундаментальной основой этой музыки будет блюзовая тональность. Главное новшество, привнесенное Армстронгом, -- это свинг, который считается основной чертой джаза. Он научил мир свинговать и показал, что джаз является искусством.
Ко всему прочему, Луи Армстронг был уникальным и неповторимым джазовым певцом. Его довольно низкий, хрипловатый, наполненный теплом голос узнавался мгновенно. Его пение напоминало его игру на трубе. Здесь он столь же блестяще импровизировал, менял фразировку, добавлял в голос вибрации. Он записал большое количество песен, которые отличались неповторимой и оригинальной манерой исполнения, основанной на импровизации. По сути, он изобрел американский вокал и стал самым влиятельным певцом в истории американской музыки.
Творчество Армстронга -- эталон джазового эволюционирования, его широты и доступности. Размах его разносторонних интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с музыкантами многих стилей -- диксиленда, свинга и модерн-джаза, с симфонизированными составами, исполнителями спиричуэлов, церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах. Армстронг выработал стиль, легко адаптирующийся к любому музыкальному контексту и к любой аудитории. Он мог в одно и то же время удовлетворять вкусы кардинально противоположных категорий меломанов.
Армстронг -- самая уникальная персона в истории джаз музыки. В своем творчестве маэстро смог соединить несоединимое: неповторимо индивидуальное самовыражение с беспредельной общедоступностью музыки, грубую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский идеал звукоизвлечения с европеизированными идиомами свинга и мэйнстрима. Армстронг был неоспоримым королем джаза до самой своей смерти, и ни на одну минуту не ослабевал его талант, не иссякала сила его влияния на слушателей.