Введение
Уже давно музыка используется в терапевтической практике. Человек - глубоко музыкальное существо, поэтому ему свойственно попадать под мощное духовное и телесное влияние музыки. Б.В.Асафьев говорил, что наша речь имеет интонационную природу. О.Д.Волчек доказала доминирование тона в речи людей, который совпадает с определенной тональностью. Известно соответствие музыкальных ритмов и ритмов внутри каждого организма. В состоянии волнения мы можем что-либо напевать или отстукивать пальцами повторяющийся ритм.
Можно сказать, что сейчас люди живут в мире музыки, поскольку в XX веке появилась аппаратура, позволяющая прослушивать музыку где угодно и по много раз. В результате музыку можно услышать практически везде.
Музыка - не набор звуков. Она содержит смысл и переживается человеком. Музыкальное переживание по самому существу своему - эмоциональное переживание. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять поэтому как бы центр музыкальности (способность заниматься музыкальной деятельностью).
Люди испытывают психологическое и физиологическое воздействие музыки. Это качество и решили использовать в своей работе психологи.
Но долгие годы музыка была только вспомогательным средством при лечении. Только в последнее время появились такие формы работы, где музыка и музицирование выступают, во-первых, в качестве не дополнительного, а основного психокоррекционного средства, и, во-вторых, специально направлены на решение личностных и коммуникативных проблем.
В результате появилась музыкальная психотерапия личностно-центрированной направленности.
Но почему одни люди не реагируют сильно на музыку, а другие ее переживают очень взволнованно? Здесь тоже скрыта одна из проблем воздействия музыки на человека, занимающая специалистов.
Представляет интерес поэтому и сама музыка как объект исследования, изучаются механизмы восприятия ее людьми. В результате оказались затронуты такие сферы, как психология творчества, психология восприятия, психофизиология.
Цель курсовой работы: исследование восприятия музыки.
Объект: человек в момент воздействия на него музыки.
Предмет: психологические особенности восприятия музыки человеком.
Задачи:
Рассмотрение основных подходов в изучении творчества.
Рассмотрение физиологических механизмов восприятия звука.
Изучение восприятия унисонов.
Рассмотрение восприятия интервалов и аккордов.
Актуальность:
Специалисты начинают широко применять музыку в медицине при стоматологических, хирургических операциях (она снимает стресс), в качестве анестезии; в психиатрических лечебницах (музыка способна активизировать компенсаторные возможности психики); в психологии. Музыкальная психотерапия используется в работе с людьми с тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, страхами. Можно корректировать и оптимизировать поведенческие модели и сценарии, актуализировать творческие способности, обучать клиентов навыкам коммуникации и самовыражения, саморегуляции, формировать гибкость сознания и мировосприятия. Музыкотерапевтические приемы успешно используются в условиях психоконсультирования, психотренингов, в кабинетах психологической разгрузки, в индивидуальной и групповой психотерапии. Музыка участвует в лечении соматических и психоневрологических заболеваний. Она используется для профилактики неблагоприятных психологических состояний, в социальной педагогике.
- Введение
- 1. Различные взгляды на психологию музыкального восприятия
- 2. Физиологические механизмы восприятия звука
- 2.1 Физиологические основы слуха
- 2.2 Слуховые ощущения
- 2.3 Звуковысотный слух
- 3. О созвучиях, воспринимаемых как унисон
- 4. Психологические предпосылки возникновения музыки
- 5. Ощущение музыкального звука. Его компоненты
- 5.1 Тембр. Его связь с высотой
- 5.2 Музыкальная высота
- 5.3 Ладовое чувство
- 5.4 Два компонента мелодического слуха
- 5.5 Тембровое и гармоническое восприятие созвучий
- 5.6 Консонанс и диссонанс
- 5.7 Чувство ритма