5.7 Чувство ритма
Под чувством ритма понимается способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны в воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке.
Повторение само по себе не создает ритма. Ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или иную группировку следующих друг за другом раздражений, некоторое расчленение временного ряда.
Обязательным условием ритмической группировки является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в том или ином отношении раздражений.
Получается, ритм - закономерное расчленение временной последовательности раздражений на группы, объединяемые вокруг выделяющихся в том или другом отношении раздражений, т.е. акцентов.
Медленное в музыке движение (меньше 100 ударов в минуту) труднее ритмизируется, чем быстрое (от 100 до 200 ударов в минуту).
Чувство ритма имеет моторную природу. Большинство лиц чувствуют, что непреодолимая сила побуждает их делать мышечные движения, аккомпанирующие ритмам. Моторные реакции заключаются в мышечных сокращениях языка, мышц головы, челюстей, пальцев рук, ног, в напряжениях, возникающих в гортани, голове, грудной клетке и конечностях, в зачаточных сокращениях головной и дыхательной мускулатуры, и наконец, в одновременной стимуляции мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей), вызывающей смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа (можно наблюдать здесь предпосылки возникновения танцев). Так, восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слуходвигательным. Большинство людей не сознают этих двигательных реакций, пока внимание не будет специально обращено на них. Попытки подавить моторные реакции приводят к возникновению таких же реакций в других органах, или влекут за собой прекращение ритмического переживания.
- Введение
- 1. Различные взгляды на психологию музыкального восприятия
- 2. Физиологические механизмы восприятия звука
- 2.1 Физиологические основы слуха
- 2.2 Слуховые ощущения
- 2.3 Звуковысотный слух
- 3. О созвучиях, воспринимаемых как унисон
- 4. Психологические предпосылки возникновения музыки
- 5. Ощущение музыкального звука. Его компоненты
- 5.1 Тембр. Его связь с высотой
- 5.2 Музыкальная высота
- 5.3 Ладовое чувство
- 5.4 Два компонента мелодического слуха
- 5.5 Тембровое и гармоническое восприятие созвучий
- 5.6 Консонанс и диссонанс
- 5.7 Чувство ритма