5.6 Консонанс и диссонанс
Консонанс и диссонанс являются интервалами.
Чувство интервалов - один из основных признаков музыкальной высоты. Интервал образуется, когда звучат два звука одновременно, в результате может возникнуть целостный образ звучания.
Скорее всего, чувство интервалов развивается из мелодического слуха, является по отношению к нему не первичным, а вторичным.
Интервалы также оказывают влияние на психику. Произведение Бетховена «Святое благодарение Богу за выздоровление» основано на утверждающем и призывном звучании кварт (расстояние между звуками - 500 центов или 2.5 тона) - это придает произведению удивительно архаическую окраску. В музыкальной терапии его советуют слушать для увеличения сил организма.
Гармонический слух рассматривался как музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а следовательно, и ко всякой многоголосной музыке.
Американский психолог М. Гарнзи, давая сводку очень большого количества работ, посвященных проблеме консонанса, приходит к заключению, что психологические критерии восприятия консонансов и диссонансов сводятся к двум:
«гладкость» или «шероховатость» звучания
степень слияния
Совершенно бесспорно, что консонансы дают более чистое звучание, тогда как диссонансы - более шероховатое.
Гельмгольц высчитал для разных интервалов степень шероховатости, обусловленную частотой биений между частичными тонами. Шероховатость отсутствует, когда число биений в 1 секунду равно нулю, достигает максимума при частоте биений 33 раза в 1 с и снова уменьшается при дальнейшем увеличении частоты биений.
Так, критерий гладкости действительно является критерием различения консонансов и диссонансов, теория Гельмгольца правильно объясняет эту сторону.
Степень слияния проверялась, когда испытуемых спрашивали: похоже ли звучание на один или на два звука. Результаты этих серий очень близки к результатам тех серий, в которых испытуемые расценивали интервалы по критерию гладкости.
Различение консонансов и диссонансов не предполагает гармонического восприятия созвучий, и, следовательно, гармонический слух никак нельзя сводить к «чувству консонанса».
Психологически в музыке композиторы выражают с помощью диссонансов, например, внутренний разлад любящего человека (104-й сонет Листа); используются в энергичной музыке для освобождения от агрессии (Бетховен, «Гнев из-за потерянного гроша»).
Гармонический слух имеет те же основы, что и мелодический: ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Он развивается при условии достаточно развитого мелодического слуха и представляет собой дальнейшую ступень развития музыкального слуха.
- Введение
- 1. Различные взгляды на психологию музыкального восприятия
- 2. Физиологические механизмы восприятия звука
- 2.1 Физиологические основы слуха
- 2.2 Слуховые ощущения
- 2.3 Звуковысотный слух
- 3. О созвучиях, воспринимаемых как унисон
- 4. Психологические предпосылки возникновения музыки
- 5. Ощущение музыкального звука. Его компоненты
- 5.1 Тембр. Его связь с высотой
- 5.2 Музыкальная высота
- 5.3 Ладовое чувство
- 5.4 Два компонента мелодического слуха
- 5.5 Тембровое и гармоническое восприятие созвучий
- 5.6 Консонанс и диссонанс
- 5.7 Чувство ритма