logo search
Духовые оркестры в России: история и современность

I. ИСТОКИ РУССКОЙ ДУХОВОЙ МУЗЫКИ

Первые "музыкальные" инструменты появились одновременно с первыми наскальными изображениями, а, может быть, раньше их. Рисунки, сделанные первобытным человеком на стенах пещер, сохранились лучше, поэтому изобразительное искусство тех веков исследовано полнее, нежели музыкальное. Когда мы рассматриваем рисунки человека, жившего в эпоху палеолита, мы уверенно говорим: "Искусство!", "Живопись!", но, когда мы пытаемся представить себе игру этого человека на духовых инструментах, мы почему-то боимся назвать то, что он делает, музыкой. Нет ни малейшего сомнения, что кроманьонец, сумевший нарисовать бизонов на потолке пещеры, способен использовать духовые инструменты не только для подачи сигналов и заманивая на охоте животных, но и для того, чтобы выразить своё отношение к действительности [1].

Можно ли называть "музыкальными инструментами" случайно подобранные раковины и деревяшки, в которых не запечатлён человеческий труд, - вопрос спорный. Но, если один человек показывает другому, каким образом надо дуть в полую трубку, чтобы достичь того или иного звука, то развитию преподавания музыки положено начало.

В IX веке до новой эры в Палестине в торжествах освящения храма царя Израильско-Иудейского царства Соломона участвовало 120 трубачей. Можно предположить, это был первый в истории человечества оркестр. До нас не дошло имя руководителя музыкального коллектива.

В Древней Руси до появления сигнальных инструментов славянские племена во время охоты использовали крик и свист. Но свист не мог сравниться со звуком рога, ни по громкости, ни по радиусу распространения. С помощью рога можно было подавать сигналы различной высоты, громкости и ритма. Во время боя русские воины также сами трубили в рог, подавая сигнал к атаке. Но с течением времени на смену рогу приходит более совершенный инструмент - труба.

Звуки музыки оказывали на воинов и эмоционально-психологическое воздействие: она их воодушевляла, взбадривала, а на противника действовала устрашающе. С давних пор военная музыка используется на поле боя в сочетании с возгласами и криками.

Музыка и пение широко использовались в быту князя и знатных дружинников. Во время княжеских пиров и тризн звучали не только гусли и органы, но также флейты и другие духовые инструменты.

В эпоху раннего Средневековья церковь поощряла лишь хоровую музыку, "исключающую всякое индивидуальное проявление, будь то импровизация, жестикуляция или танец". В послании епископа Никиты говорилось: "Каждый включает свой голос в звучание согласно поющего хора, чтобы он не выделялся для бесстыдного показа" [9]. Эти музыкальные установки не могли не сказаться на воспитании флейтистов и трубачей. Основная задача игры на этих инструментах было достижение чувства ансамбля и динамического баланса.

В XII-XIII веках в Западной Европе установились музыкально-исполнительские принципы, получившие название Ars antiqua. Эти принципы, безусловно, легли в основу методики обучения игре на духовых инструментах. Духовые инструменты не участвовали в церковной службе, но во время пиров и уличных праздников флейты и трубы играли в унисон с певцами, помогая хору поддерживать интонационную устойчивость. Звучание духовых инструментов, безусловно, придавало музыке особую мощь и блеск.

После утраты Киевом значения столицы, хранителем и продолжателем его традиций становится Новгород. Суровая простота, свойственная новгородской архитектуре и другим видам художественного творчества, была присуща и военной музыке. Музыка чаще звучала на ратном поле, чем на княжеских пирах. Пышного расцвета в Новгороде достигает также искусство колокольного звона. Колокольный звон нередко объединялся с ратной музыкой для триумфальных встреч победителей, славления князя и героев, а также в других воинских ритуалах, где требовалась особенная пышность и торжественность.

На протяжении XIV века Московское княжество постепенно усиливается, расширяет свои границы и становится ядром, объединившим вокруг себя остальные русские земли. Среди жанров инструментальной музыки этого периода наиболее распространенной была музыка ратная.

В XIV веке утвердились новые музыкально-исполнительские принципы, получившие название Ars nova. Постепенно преодолевалось пренебрежительное отношение руководителей христианской церкви к исполнительству на духовых инструментах. Игра на них стала использоваться, не только в частных домах и на площадях, но и в церкви. Согласно принципам Ars nova, музыкантам разрешалось применять не только трёхдольные, но также двухдольные и четырёхдольные размеры. Был установлен запрет на параллельные квинты и октавы. Духовые инструменты стали применяться в церковной службе.

В XV-XVI веках в русской военной музыке широко практиковалось многоголосие, музыка, применявшаяся в строю и в бою носила энергичный, воинственный характер.

Постоянное повышение роли и значения военной музыки на протяжении XVI-XVII веков было направлено на укрепление идеи незыблемости царской власти и являлось одной из форм выражения возросшей силы централизованного Русского государства.

В начале XVII века, когда в консерваториях стали обучать игре на духовых инструментах, потребовались пособия по овладению приёмами игры. Первым таким пособием в истории музыкальной культуры явилась книга Чезаре Бендинелли "Наставления по игре на трубе" (1614). К сожалению, эта книга на русский язык не переведена.

В те времена исполнители-духовики пользовались относительно скудным набором динамических красок, в их игре преобладали два оттенка динамики - forte и piano.

В 70-е года XVIII века значительно повышается роль марша в воинском быту. Он приобретает современные черты: в нем соединяются ритмическое, мелодическое и гармоническое начала. Устанавливается традиция чередовать исполнение маршей полным составом оркестра с барабанной дробью.

В первой четверти XIX века возникают переложения симфонических и оперных сочинений, так как оригинальных сочинений для этого состава практически не существовало. Один из немногих известных случаев применения духовых оркестров в "серьезной" музыке XIX века - опера Джузеппе Верди "Аида", где для исполнения знаменитого триумфального марша на сцену выводится духовой оркестр. Также возникает большое число героико-патриотических музыкальных произведений и среди них - военный марш. Марши писали видные композиторы того времени: Козловский, Титов, Кавос, Антонолини, Штейбельт. В маршевую музыку проникают народные напевы, популярные оперные мелодии. Так, "Марш Фанагорийского полка" построен на теме из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро".

В 1816 году в России вводится новый гимн. В его качестве было принято произведение английского автора Генри Кэри "Боже, храни короля". В 1818 году Жуковский дополнил текст гимна. В таком виде он просуществовал в России до 1833 года.

В 1833 году композитор А. Львов по поручению Николая I сочинил новый гимн. Текст к уже готовой музыке написал В. Жуковский, озаглавив его "Молитва русского народа". 23 ноября состоялось прослушивание царем нового гимна. Его исполняли придворные певчие в сопровождении двух военных оркестров. Достоинством гимна Львова оказалась его лаконичность: всего 16 тактов. Гимн получился легко запоминающийся, что способствовало его популярности. Этот гимн исполнялся в России вплоть до Февральской революции 1917 года.

С начала XX века некоторые композиторы обратили внимание на своеобразие состава и звучания духового оркестра и написали для него ряд оригинальных сочинений. Первым произведением такого рода считается Сюита №1 Es-dur Густава Холста, написанная в 1909 году. Среди других композиторов, писавших для духового оркестра - Николай Мясковский, Игорь Стравинский, Пауль Хиндемит.

В СССР духовые оркестры с 30-х годов появились почти при всех Дворцах культуры, клубах, заводах, ЖЭКах, фабриках, воинских частях, отделениях милиции и пожарных командах. Репертуар был обширен, помимо классической музыки и праздничных произведений были заготовлены траурные для похорон. Чаще всего состав этих оркестров был любительским. В 50-е годы был создан большой духовой оркестр профессионалов специально для траурных процессий при городской похоронной службе.

В начале 90-х прошлого века интерес к духовым оркестрам ослаб, но уже к середине 90-х традиции возобновились. На праздновании 50-летия Победы в Великой Отечественной войне зазвучал военный духовой оркестр, исполняя торжественные марши. Как и прежде звучит оркестр на праздниках, на похоронах, выражая чувства людей, которые трудно передать словами.

Вывод: Таким образом, духовые инструменты и духовая музыка начали зарождаться еще в древние времена. Она использовалась для поддержания боевого духа в бою, для торжественных, княжеских пиров и тризн.

В XVI-XVII веках постоянно повышалась роль и значение военной музыки. Возрастала сила централизованного Русского государства.

С конца XVIII века повышается роль марша. Возникают переложения симфонических и оперных сочинений. В маршевую музыку проникают народные напевы, популярные оперные мелодии.

В СССР появляются духовые оркестры при клубах, ДК, заводах. Чаще всего состав любительский. В репертуар входили классические, праздничные, траурные произведения.