В.А. Моцарт – жизненный и творческий путь.
Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791). Австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижёр. Учился музыке у своего отца-педагога и композитора Леопольда Моцарта. Оставил огромное музыкальное наследие, оказавшее сильное влияние на развитие всех жанров музыкального искусства, влияние это сохраняет свою силу и в наши дни. В операх (Бастьен и Бастьенна, Свадьба Фигаро, Дон-Жуан, Волшебная флейта и др.) воплотил живых людей, наделённых индивидуальными чертами, заменив ими прежних «манекенов». В инструментальной музыке – концертах, инструментальных пьесах, симфониях, песнях и культовой музыке (особенно в гениальном Реквиеме) искал разнообразия чувств, тонкости и глубины переживаний. Музыка Моцарта полна света, радости и красоты. «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» (Антон Рубинштейн).
2.
Три центра отечественной музыкальной культуры и музыкального образования.
Москва. Санкт-Петербург. Казань.
БИЛЕТ№13
Л.В. Бетховен – жизненный и творческий путь.
Бетховен Людвиг Ван (1770 – 1827). Немецкий композитор, пианист, дирижёр. Учился у К. Нефе, В.А. Моцарта, Й. Гайдна. С 1792 года жил и работал в Вене.
Около 1800 года потерял слух, но, преодолев тяжёлый психологический кризис, продолжал заниматься композицией. Один из величайших классиков мировой музыки, он с особой силой сумел воплотить героические идеалы века Просвещения и Великой французской революции. Написал оперу Фиделио, 9 симфоний, концерты, квартеты, сонаты, вариации и др.
Группы инструментов симфонического оркестра.
Струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы)
Деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы)
Медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба)
Ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т.д.)
Билет №14
С.С.Прокофьев – жизненный и творческий путь.
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953). Советский композитор, пианист, дирижер. Учился композиции у Р.М. Глиера, затем в Петербургской консерватории у Н.А. Римского-Корсакова, А.К.Лядова. Его сочинения являются смелым новаторством выразительных средств, энергией созидания, тонким лиризмом. В творческом наследии композитора оперы: «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир». Балеты – «Ромео и Джульетта», «Золушка». Кантаты, симфонии, концерты, оркестровые и камерно-инструментальные сочинения, романсы, музыка к кино. Прокофьев создал немало произведений для детей (симфоническая сказка Петя и Волк; Детская музыка, оратория «На страже мира», сюита «Зимний костер» и др.)
Основные инструменты оркестра русских народных инструментов
Гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки, гусли.
Билет №15
Д.Д.Шостакович – жизненный и творческий путь
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906 – 1975). Советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Ленинградскую консерваторию. Как великий художник, он умел все – заставлять слушателей смеяться, плакать, задумываться. В этом он классичен и потому вечен. Автор симфоний, опер – «Нос», «Катерина Измайлова», «Игроки», балетов – «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей», кантатно-ораториальных сочинений, квартетов, инструментальных концертов, сонат, камерных инструментальных и вокальных произведений, музыки к кинофильмам.
Выдающиеся скрипачи современности.
XX век
Яша Хейфец (1901—1987) — американский скрипач еврейского происхождения. Считается одним из величайших скрипачей XX века.
Давид Ойстрах (1908—1974) — советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР.
Леонид Коган (1924-1982)- советский скрипач, педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР.
Иегуди Мену́хин (1916—1999) — американский скрипач и дирижёр. Оставил также след в филателии, в его честь названа одна из филателистических премий.
XXI век
Ицхак Перлман (31 августа 1945) — американский скрипач, дирижёр и педагог.
Вадим Репин (31 августа 1971) — российский скрипач.
БИЛЕТ №3
Г.В. Свиридов – жизненный и творческий путь.
Свиридов Георгий Васильевич (1915 – 1998). Отечественный композитор, музыкальный деятель. Окончил Ленинградскую консерваторию, ученик Д.Д.Шостаковича. В основе творчества – русская песенность, романсовость, знаменный распев. Простота и доходчивость музыкального языка отличают все его произведения: вокально-симфонические «Поэма памяти Сергея Есенина», кантаты – «Курские песни», «Деревянная Русь», «Весенняя кантата». Оркестровые, романсы и песни, музыку к спектаклям и кинофильмам (Время, вперёд!, Метель).
Джаз, спиричуэл, блюз. Исполнители.
Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
Спири́чуэлс, спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольничих песен негров американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).
Блюз (англ. blues от blue devils) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, рэпом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру.
Блюз сложился из таких её проявлений, как «рабочая песня», холер (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. (ring) shout), спиричуэлс (христианские песнопения в особой манере), шант и баллады(короткие стихотворные истории). Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл» «соул».
Луи Армстронг ( 1901 — 1971) — американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал (наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза, и много сделал для его популяризации во всем мире.
Патри́сия Каа́с — французская певица и актриса. Представляла Францию на Евровидение 2009. Стиль исполнения – джаз,блюз.
Э́лла Джейн Фи'цджральд (англ. Ella Jane Fitzgerald; 1917 — 1996 США) — американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди джаза».
Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации — пении скэтом.
Обладательница четырнадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.). Награждена французским Орденом искусств и литературы (1990).
БИЛЕТ №17
- Композиторы эпохи Барокко (г.Ф.Гендель, и.С.Бах, а.Вивальди).
- Классицизм – как художественное направление в музыке XVIII – начала XIX века.
- Содружество композиторов «Могучая кучка». М.П.Мусоргский – жизненный и творческий путь.
- Последние годы
- Классификация певческих голосов (мужских, женских, детских).
- М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки.
- Назвать 5 российских музыкально-исполнительских коллективов (оркестры, хоры, ансамбли).
- В.А. Моцарт – жизненный и творческий путь.
- Песенные жанры зимних и весенне-летних праздников народного календаря древней Руси.
- 2.Колокольные звоны России. Виды канонических звонов.
- 2.Исполнители русской народной песни.
- Российские композиторы XX века – детям (д.Б.Кабалевский, ю.Чичков, в.Шаинский, ю.Крылатов)