logo
Искусство-Музыка-ответы 9 класс

Назвать 5 российских музыкально-исполнительских коллективов (оркестры, хоры, ансамбли).

Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова или Ансамбль Александрова — крупнейший художественный коллектив России и ранее СССР. 

Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» 

Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого — российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку. Основан в 1911г.

Кубанский казачий хор (полное название — Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор) — хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году.. В репертуар входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов.

Оркестр Мариинского театра;

Российский национальный оркестр;

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

БИЛЕТ №8

  1. Сказка в оперном творчестве Н.А.Римского-Корсакова.

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) Русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный деятель. Профессор Петербургской консерватории. Сказка в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова занимает большое место. Автор опер Снегурочка, Садко, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Золотой петушок. Каждая опера – это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры. Глубоко прав был Н. Римский-Корсаков в своём высказывании о том, что каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет.

  1. Дирижёры мирового уровня.

Вале́рий Абиса́лович Ге́ргиев ( 1953, Москва, СССР) — советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996).

Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Евгений Мравинский, Евгений Светланов. Сергей Рахманинов.

БИЛЕТ №9

  1. С.В. Рахманинов. Основные произведения.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943). Русский композитор, пианист, дирижёр. Учился в Петербургской, затем в Московской консерватории. С 1917 года жил за рубежом. Великий русский музыкант, остро переживавший и гениально воплотивший в своём творчестве духовную жизнь России в её истории и современности. Автор опер (Алеко), симфоний, оркестровых сочинений (Симфонические танцы), концертов и Рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром, хоровых произведений (кантата Весна, Колокола, Всенощное бдение), инструментальных ансамблей, фортепианных пьес, романсов (Сирень, Здесь хорошо, Маргаритки).

  1. Дать определение понятий: хор, вокальный ансамбль, трио, дуэт, соло.

Соло (от итальянского – один) – музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя.

Дуэт – исполнение музыки двумя музыкантами.

Трио – исполнение музыки тремя музыкантами.

Ансамбль – совместное исполнение.

Вокальный ансамбль – небольшой коллектив музыкантов-певцов от двух до десяти-пятнадцати человек.

Хор – многоголосное пение.

БИЛЕТ№10

  1. Программно-изобразительная музыка. Э.Григ «Пер Гюнт»

Чтобы полнее раскрыть свой замысел перед слушателями и исполнителями, композиторы нередко, помимо названия, дают к своим произведениям литературное предисловие. Лядов, например, в предисловии к сказочной пьесе для оркестра "Кикимора" использовал слова из народного сказания, которыми было навеяно это произведение: "Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах…» Такое предисловие помогает "услышать" в одном из эпизодов произведения "хрустальную колыбельку", в которой укачивают Кикимору:

Литературные предисловия, как и заголовки пьес (а они могут быть заимствованы из литературы, живописи, подсказаны самой жизнью), являются своеобразной программой произведений. Поэтому инструментальные сочинения, которые их имеют, называют программными, или программной музыкой. В программных произведениях находят яркое воплощение правдивые и фантастические истории, изображаются картины природы, птицы и звери, герои известных сказок из литературных произведений.

Композиторы часто обращаются к программной музыке. Программные пьесы есть в "Детском альбоме" Чайковского, "Детской музыке" Прокофьева, "Альбоме для юношества" Шумана, во многих сборниках педагогического репертуара. Специально для детей французский композитор Бизе написал для фортепиано сюиту "Детские игры", Сен-Санс "Карнавал животных".

Программная музыка − академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается.

Э́двард Григ (1843 — 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

 Григ написал музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт».

В драме повествуется о жизни и приключениях Пера Гюнта – крестьянского парня из норвежского селения. Природа наделила его многим – богатырским ростом, силой и добротой, но где бы он ни появлялся, непременно ввязывался в драку, много хвастал и врал… Пер покидает родное селение, странствует по свету. Он возвращается на склоне лет на родину, где многие годы его ждёт любящая Сольвейг. Ни время, ни одиночество не сломили её веры на встречу с любимым человеком.

2.

Русские народные песни подразделяют на:

Русский песенный эпос

русские былины;

исторические песни;

баллады;

небылицы и скоморошины;

песни в сказках.

Календарные обрядовые песни

Семейные обрядовые песни

плачи и причитания;

свадебные обряды;

колыбельная песня.

Традиционные лирические песни.

Трудовые песни.

бурлацкие;

ямщицкие;

солдатские;

рабочие.

Удалые песни

разбойничьи;

каторги и ссылки;

тюремные (русский шансон).

Шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания.

Казачий воинский репертуар.

Жанровые песни, связанные с хореографией

хороводные;

игровые;

песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску.

БИЛЕТ №11

  1. И.С.Бах - жизненный и творческий путь.

Бах Иоганн Себастьян (1685 – 1750). Немецкий композитор, органист, скрипач. В 1702 году окончил школу при церкви Св. Михаила в Люнебурге. Служил церковным органистом, концертмейстером, капельмейстером, директором музыки. Непревзойдённый мастер полифонии, он обобщил опыт предшественников и стал крупнейшим новатором. Бах написал свыше 1000 произведений в разных жанрах (кроме опер) – кантаты, камерно-инструментальные, органные сочинения (Страсти по Матфею, Высокая месса, токката и фуга ре минор и др.)

2.

Основные жанры духовной музыки русских композиторов.

Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими, так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

Православная духовная музыка

Всенощное бдение

Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения; известны «Всенощные» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва. Со второй половины ХIХ века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали, в частности, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И. Чайковского и Сергея Рахманинова.

Русский духовный концерт

Пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения: в отличие от западноевропейского, не предполагал инструментальное сопровождение и писался в форме утвердившегося к тому времени в церкви партесного многоголосия, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12 (в некоторых концертах оно достигало 48-ми). Но во второй половине XVIII века духовный концерт вышел за пределы церкви; классические сочинения в этом жанре созданы Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским.

БИЛЕТ №12