Последние годы
В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки».
Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившем композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.
Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.
Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и поэтическому раскрытию слова. (Циклы Детская, Без солнца, романсы). Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы. Опера «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина— одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Опера «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). «Хованщина», в основу которой Мусоргский положил собственный сценарий и текст, писалась с большими перерывами. Выдающееся произведение Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.
2.Театры оперы и балета.
Большой театр. (Россия, Москва).
Мариинский театр (Россия, Санкт-Петербург).
«Ла Скала» (Италия, Милан)
«Гранд-опера» (Франция, Париж).
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко — крупнейший музыкальный театр Украины, расположенный в Киеве. Основан в 1901 году.
Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.
БИЛЕТ №5
1.Французский импрессионизм в музыке конца XIX – начала XX века.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Точкой отсчёта «импрессионизма» в музыке можно считать 1886-1887 год, когда в Париже были опубликованы первые импрессионистические опусы Эрика Сати («Сильвия», «Ангелы» и «Три сарабанды») — и как следствие, пять лет спустя, получившие резонанс в профессиональной среде первые произведения Клода Дебюсси в новом стиле.
- Композиторы эпохи Барокко (г.Ф.Гендель, и.С.Бах, а.Вивальди).
- Классицизм – как художественное направление в музыке XVIII – начала XIX века.
- Содружество композиторов «Могучая кучка». М.П.Мусоргский – жизненный и творческий путь.
- Последние годы
- Классификация певческих голосов (мужских, женских, детских).
- М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки.
- Назвать 5 российских музыкально-исполнительских коллективов (оркестры, хоры, ансамбли).
- В.А. Моцарт – жизненный и творческий путь.
- Песенные жанры зимних и весенне-летних праздников народного календаря древней Руси.
- 2.Колокольные звоны России. Виды канонических звонов.
- 2.Исполнители русской народной песни.
- Российские композиторы XX века – детям (д.Б.Кабалевский, ю.Чичков, в.Шаинский, ю.Крылатов)