logo search
6

Томазо Альбинони 1671-1750

Итальянский композитор и скрипач. Наряду с А. Вивальди - крупнейший представитель венецианской школы позднего барокко. С юношеских лет обучался игре на скрипке, пению, контрапункту. Выходец из буржуазной среды, Альбинони первоначально получил известность как просвещённый любитель музыки (свои сочинения подписывал как "венецианский дилетант" - "dillettanta venete").

Позднее его деятельность приобрела профессиональный характер, с 1711г. на титульных листах произведений Альбинони указывается - "музыкант-скрипач" ("musico di violino"). Автор свыше 50 опер, шедших на сценах венецианских театров, в т. ч. "Гризельда" (1703), "Покинутая Дидона" (1725), "Артамена" (1740), и кантат (ныне полностью забыты). Основное значение имеет инструментальное творчество Альбинони. Его симфонии, скрипичные концерты, сонаты и трио-сонаты отличаются полифоническим мастерством, пластичностью разработки тематического материала. В симфониях и концертах им предвосхищены некоторые стилистические черты классической симфонии. И. С. Бах, высоко ценивший произведения Альбинони, сделал обработки 2 фуг из сборника трио-сонат ор. 1 (№№. 3 и 8). Довольно часто композиторы, предельно известные при жизни, после смерти быстро оказываются забыты, и только через многие десятки и сотни лет переживают возрождение. Так было с Бахом, Вивальди, другими ныне известными композиторами. Однако открытие творчества итальянского композитора Томазо Альбинони особенно тем, что общество XX века открыло его благодаря произведению, которое сам композитор вряд ли даже признал бы своим. Речь идет о знаменитом "Адажио" для органа и струнных, основанном на фрагменте рукописи, открытой в Дрезденской государственной библиотеке после II Мировой войны Ремо Джацотто, миланским исследователем музыки, который в то время заканчивал биографию Альбинони и каталог его музыки. Дошли только партия баса и шесть тактов мелодии, вероятно, являющиеся фрагментом медленной части трио сонаты. Джацотто "воссоздал" ныне известное "Адажио" около 1945г., основываясь на сохранившемся фрагменте. Так как он предполагал, что пьеса написана для исполнения в церкви, он добавил орган. По иронии судьбы, именно благодаря произведению, большая часть которого является творением 20 века, по всему миру прокатился ренессанс творчества Альбинони.

Сочинения: Sonate a tre, ор. 1 (1694); Sinfonie e concerti a 5, ор. 2 (1700); Balleti a 3, ор. 3 (1701); Senate a due, ор. 4 (1704); Concerti a 5, ор. 5 (1707), ор. 7 (1713), ор. 9 (1721); Sonate per violino solo e basso continue (ок. 1718); Sonate e Balletti, ор. 8 (ок. 1722) и др.