6. Музыкальное искусство Барокко XVII - 1-я половина XVIII в.. Образно-смысловое наполнение. Личности.
Исторический художественный стиль барокко начал своё распространение из Италии, где католическое мироощущение было проникнуто крайним мистицизмом и повышенной экзальтацией. Барокко часто называют стилем католицизма, искусством иллюзии. Новый стиль складывался в ходе усложнения художественных средств Итальянского Возрождения. Первые признаки барокко появились в архитектуре и изобразительном искусстве, а затем и в музыке.
Жаргонное словечко "бароко" использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, но уже в середине 16 в. оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, неуклюжего, фальшивого. Первоначально термин "Барокко" носил пренебрежительный смысл и характеризовал экстравагантность, неправильность, странность. В профессиональной среде французских художественных мастерских baroquer - означало смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной.
Эпоха барокко была временем коренных поворотов в развитии человеческой мысли. Ее подготавливали великие географические и естественно-научные открытия: изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (1445), первое плавание Христофора Колумба в Америку (1492), открытие Васко да Гамой морского пути в Индию (1498), кругосветное путешествие Магеллана (1519-1522), открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, получившее широкую известность к 1533г., исследования Галилея, Кеплера, создание Исааком Ньютоном классической механики.
Новые знания разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, о замкнутом, ограниченном пространстве и времени, соразмерными человеку. То, что раньше казалось незыблемым и вечным, стало рассыпаться на глазах. До этого времени человек был уверен, что Земля - плоское блюдце, а Солнце восходит и заходит за его край, отчего его и не видно ночью. Теперь его стали убеждать, что Земля круглая как шар и вращается вокруг Солнца. Но ведь он продолжал видеть по-прежнему плоскую, неподвижную землю и движение небесных тел над головой. В обыденной жизни человек ощущал твердую поверхность материальных тел, но ученые стали доказывать, что это всего лишь видимость, а на самом деле - ничто иное, как множество отдельных центров электрических сил. Новые представления о бесконечности мироздания повлекли за собой сознание человеческой беспомощности и одиночества, ощущения противоречия между видимостью и знанием, идеалом и реальной действительностью, иллюзией и правдой. Не случайно в это время возникла идея о том, что чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от увиденного в жизни, тем оно интереснее с художественной точки зрения. Эта новая, барочная по духу эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принципы изобразительного натурализма, подражания природе, простоты, ясности и уравновешенности. Возврат к ним стал невозможен. Мир изменился необратимо. Все необычное, неясное и призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое - скучным и унылым. Новое время подхватывает иную тему, над которой бились мыслители позднего Ренессанса, - скепсис, колебания, мучительные сомнения в возможности познания и в самом бытии. Традиционной темой становится иллюзорность мира: ("мир - сон", "мир - театр"). Сами размышления о неведении приобретают космический размах и пронизаны неслыханным дотоле динамизмом: "Я не знаю, кто меня послал в мир, я не знаю, что такое мир, что такое я. Я в ужасном и полнейшем неведении. Я не знаю, что такое мое тело, что такое мои чувства, что такое моя душа, что такое та часть моего я, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о самой себе и все-таки знает себя не больше, чем все остальное. Я вижу эти ужасающие пространства Вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не в другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено мне именно в этом, а не в другом пункте целой вечности, которая мне предшествовала и которая за мной пойдет. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом; я как тень, которая продолжается только момент и никогда не возвращается. Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть; но чего я больше всего не знаю, это смерть, которой я не умею избежать. Как я не знаю, откуда я пришел, так же точно не знаю, куда уйду... Вот мое положение: оно полно ничтожности, слабости, мрака".
Особенно ярко художественный стиль барокко проявился в музыкальном искусстве, способном наиболее органично воплотить новое барочное мироощущение. Для музыкальной эстетики барокко характерны экстатичность, многоплановость, монументальность, подчёркивание контрастов, экстравагантность, стремление к величию, к пышности. По-новому рассматривается музыкальное пространство, образовываются новые формы и жанры. Музыка становится ведущим видом искусства, влияющим на другие художественные виды. Она активно взаимодействует со словом, а в опере - с костюмами и декорациями, то есть с элементами живописи, прикладного искусства и архитектуры, передавая сложный душевный мир человека, переживаемые им яркие и разнообразные события.
С другой стороны, музыка сама испытывает влияние со стороны других искусств, особенно драматического. Постепенно складывается новый язык музыкальной изобразительности, программности. С одной стороны,это язык, соответствующий общему развитию музыки как звуковой "речи". Возникла даже целая система музыкально-риторических фигур, имеющих определённое значение. С другой стороны, это музыкальный язык, способный при помощи самых невероятных эффектов "пересказать" любые события - реальные и фантастические. Музыка заявляла о своем праве изобразить все что угодно: крики животных и птиц, сцены реальной жизни, библейские сюжеты, абстрактные и философские понятия, иронические и серьезные описательные сцены, не говоря уже о человеческих характерах.
КОМПОЗИТОРЫ: