logo search
История хоровой музыки

Отечественное хоровое творчество XX века

Тема 21. Хоровое творчество С. Прокофьева. Новые темы и образы хоровой музыки как отражение коренных изменений в социально-общественной жизни. Вокально-симфоническое наследие С. Прокофьева. Кантата «К 20-летию Октября» — образец создания высокохудожественного произведения на основе текстов партийных документов (образец документализма в искусстве). Высокий идейно-этический замысел, монументальность воплощения, многогранность образного содержания. Симфоническая насыщенность развития, сочетание народно-песенных элементов со сложными новаторскими интонационно-гармоническими средствами. Многообразие приемов хорового письма. Кантата «Александр Невский» — родоначальница русского эпического стиля нашего времени. Современное прочтение исторического сюжета. Сочетание традиционных и новаторских черт музыкального языка. Претворение глинкинского драматургического принципа противопоставления вокального и инструментального начал в характеристике полярных образов. «Сквозное» тематическое развитие, динамизм движения. Различные составы хоров. Некоторые общие новые стилистические черты русской советской музыки в творчестве С. Прокофьева:

Оперно-хоровая музыка С. Прокофьева. Эпические и жанровые хоры. Значение хоровых сцен в развитии ведущих образно-тематических линий музыкальной драматургии оперы «Война и мир». Хоровой эпиграф — монументальная фреска, объединяющая ведущие эпические темы оперы. Солдатские песни о Кутузове. Хоровой апофеоз.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 22. Хоровое творчество Д. Шостаковича. Поэма Д. Шостаковича «Казнь Степана Разина», воплотившая образы русской истории — центральное произведение вокально-симфонического наследия композитора. Философское раздумье о смысле и цели жизни, о трагической судьбе героя. Сочетание эпичности с острым психологизмом. Объединение песенности и декламационно-речевого начала в музыке поэмы. Ладово-гармоническое своеобразие хоровых сочинений, нетерцовое хоровое многоголосие как результат претворения музыкальных особенностей старой крестьянской песни. Тембровая драматургия хоровых сцен, новые приемы интонирования. Трагедийные, жанровые и гротесковые хоровые сцены оперы Д. Шостаковича «Катерина Измайлова». Ораториальный тип сольно-хоровой сцены из IV акта. Трагически-возвышенный характер хора каторжан, воплощающий образ могучего, но порабощенного русского народа. Связь музыки с традициями оперно-хорового письма М. Мусоргского.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 23. Хоровое творчество Г. Свиридова. Ораториально-кантатное творчество Г. Свиридова и его роль в развитии вокально-симфонических жанров. Широкий круг используемых поэтических текстов, глубокое проникновение в стиль каждого из них. «Патетическая оратория» — образец органичного воплощения в музыке стихов В. Маяковского. Ораторский пафос, гражданственная лирика, гимнические образы оратории. «Поэма памяти Сергея Есенина», воплотившая гражданственные, патриотические мотивы лирической поэзии русского художника. Темы: «поэт и Родина», «поэт и революция». Лирико-драматическая и эпическая линии в развитии содержания, образы природы и их «подтекст». Крестьянская протяжная, хороводная песня, частушки, колокольные звоны, инструментальные наигрыши — интонационная основа музыки. «Сквозные» интонации. Многообразные выразительные функции хоровых партий. Ладо-гармоническое своеобразие и его национальная природа. «Курские песни» — кантата, созданная на основе образно и тематически сходных народных песен. Социальные мотивы. Жанровые типы песен. Их ладовые особенности (увеличенный звукоряд, ладовая переменность). Метод обработки — гармонизация песни созвучиями, основанными на звукоряде мелодии. Симфонизация песни. Жанры камерной кантаты и кантаты для хора a'cappella в творчестве Г. Свиридова («Гимны Родине», «Пушкинский венок», «Ночные облака» и др.).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 24. Хоровое творчество отечественных композиторов XX-го — начала XXI вв. Традиции русских хоров a'cappella в музыке советских композиторов. Композиторы ПРОКОЛЛ'а. Особое значение творчества А. Давиденко в формировании нового национального хорового стиля в целом. Русская народная крестьянская и революционная песенность — интонационная основа музыки А. Давиденко. Значение произведений А. Давиденко для формирования стиля советской инструментально-хоровой музыки: гражданственная тема, активное музыкальное развитие, сочетание простоты выражения и высокого профессионализма, включение жанровых черт, мелодическое обновление на основе нового для профессиональной музыки национального пласта — частушки. Образы истории в кантатно-ораториальном творчестве Ю. Шапорина и М. Коваля. Развитие традиций отечественного симфонизма в музыке Ю. Шапорина, многообразие хоровых характеристик положительного и отрицательного начал в кантате «На поле Куликовом». Преломление оперных принципов в ораториальной драматургии М. Коваля. Образ народа в оратории «Емельян Пугачев». Кантатно-ораториальная музыка в творчестве В. Салманова, В. Гаврилина. Вокально-симфоническое творчество В. Салманова. Симфония-поэма «Двенадцать» — один из вариантов романтического воплощения темы революции. Относительно целостное использование текста произведения А. Блока. Образы разбушевавшейся стихии, красногвардейцев — солдат революции и старого мира. Широкое использование бытующих музыкальных жанров как средства создания реалистической характеристики — от бытовой музыки города до церковного песнопения. Сквозное симфоническое развитие ведущих тем. Ведущие темы советского музыкального театра, обусловившие преобладание эпической оперной драматургии с широким использованием хоров. Возвышение роли хорового начала в лирико-драматических сценах как средства создания картины общественной жизни. Хоры оперы С. Слонимского «Виринея» -- основа драматургического развития произведения. Роль хоров в создании эпических и лирикодраматических образов. Народно-песенный склад тематизма хоров, многообразие фактурных типов. Взаимопроникновение черт оперно-хоровой и кантатно-ораториальной музыки в творчестве русских советских композиторов. Развитие традиций русской оперно-хоровой классики. Творчество С. Василенко, В. Шебалина, Р. Щедрина, А. Шнитке, Ю. Буцко, В. Рубина, Н. Сидельникова, Ю. Фалика, В. Кикты, Е. Подгайца. Черты индивидуального стиля. Обращение к философским, патриотическим темам, образам отечественной и мировой классической поэзии. Воплощение событий отечественной жизни. Обращение к народным поэтическим текстам, претворение ладово-интонационных, гармонических черт народной музыки, поиски новых выразительных средств музыкального языка: хроматическое усложнение тематизма, расширенная трактовка ладов, сопряжение диатонической мелодики фольклорной природы с приемами сложного тонально-гармонического развития. Особая роль контрастной и подголосочной полифонии. Многообразие хоровых составов. Новые средства хоровой выразительности: хоровая декламация, говор, шепот, глиссандо и т. д. Тембральное обогащение хорового звучания введением в партитуру солирующих инструментов. Эволюция традиционных жанров, их взаимопроникновение.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):