logo
История хоровой музыки

Тема 13. Хоровое искусство в православной церкви. Эстетические основы древнерусского церковного пения. Роль хора в обрядах православной церкви. Участие хора в праздниках православной церкви.

Тема 14. Русская хоровая музыка доглинкинской эпохи. Истоки русского профессионального хорового искусства. Знаменный распев, его образное содержание, народно-песенная природа, ладово-интонационные и структурные черты. Вокальная природа «обиходного» звукоряда. Нотация. Значение древнерусских распевов для дальнейшего развития отечественного хорового стиля. Ранние формы многоголосия. Строчное пение, черты его народно-песенной полифонии. Темброво-фактурные особенности. 2-я половина XVII века — новый этап русского хорового искусства. Формирование гомофонно-гармонического стиля. Появление линейной нотации. Партесное пение, его темброво-регистровые, образные, фактурные и ладово-гармонические особенности. Деятельность Н. Дилецкого и его школы. Значение ведущих жанров для зарождения и развития русской песни, романса, хоровой миниатюры и кантаты. Хоровая музыка эпохи Просвещения. Упрочение демократического начала в русском искусстве. Интерес к народному творчеству, зарождение музыкальной фольклористики. Хоры в доглинкинской опере, их место в драматургии. Хоровые обработки народных песен в операх Е. Фомина, В. Пашкевича. Переход от прямого цитирования фольклора к претворению его интонаций в авторской музыке. Новый этап в развитии хорового концерта. Творчество М. Березовского и Д. Бортнянского — первый период русской хоровой классики. Расширение образного содержания концерта путем углубления драматического начала, введения оперно-декламационных черт в творчестве М. Березовского. Глубоко человечное («мирское») эмоциональное содержание концертов Д. Бортнянского, их лирические образы, опора на мелодический строй русской демократической песни и романса конца XVIII — начала XIX вв. Композиционные, темброво-фактурные особенности хорового письма. Хоровая «драматургия» в концерте.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 15. Русская хоровая классика первой половины XIX века. (хоровое творчество Глинки и Даргомыжского). Новые типы драматургии в русской опере: эпическая, созданная M. Глинкой на основе исторического и сказочного сюжетов, и лирико-драматическая, созданная А. Даргомыжским. Различие функций хоров в операх этих типов. Особая роль хора в эпической опере, воплощающего образ народа. Хоры —опорные точки эпической музыкальной драматургии, заключающие в себе центральные идеи оперы, ведущие музыкальные темы. Преломление в хоровых сценах общих принципов музыкальной драматургии М. Глинки: роль и соотношение вокально-хорового и инструментального начал в хорах положительных и отрицательных образных сфер. Народно-национальная природа глинкинской оперно-хоровой музыки, впервые воплощающей героико-трагедийное содержание. Введение симфонического принципа развития русской песенной мелодии. Многообразие способов хорового изложения (фуга, разные типы вариаций на выдержанную мелодию) и хоровых составов (от одноголосия до треххорного «Славься»). Появление образной полифонии в хоровых сценах (сочетание «Хора гребцов» с плясовым наигрышем в 1 действии «Ивана Сусанина»). Хоры, воплощающие основной интонационный конфликт оперы («Погибнет, погибнет» из IV действия «Руслана и Людмилы»). Возникновение пятидольных хоров в результате претворения особенностей русского песенного стиха. Появление кантатной формы в рамках оперы (Эпилог в опере «Иван Сусанин»).

Хор в лирико-драматической опере А. Даргомыжского как средство углубления национального характера, создания жанрово-бытового фона, подчеркивания узловых лирико-драматических сцен. Хоры из I действия оперы «Русалка» — сюита, созданная на основе разных жанров песен — характерная особенность русских лирико-драматических опер. Углубление куплетно-вариационных песенных форм в опере А. Даргомыжского. Различие типов хоровой фактуры в зависимости от жанровой природы песни. Преодоление хоральности при гармонической фактуре путем активизации движения средних голосов.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 16. Хоровое творчество композиторов «Могучей кучки». Особая общественная значимость оперы в условиях подъема общественно-политической жизни России. Обращение к отечественной истории. Роль хоровых сцен в произведениях, воплощающих тему «народ и государство». Новый тип массовых сцен, показывающих позицию народа, реакцию отдельных групп его и даже отдельных личностей, для чего в хоровые сцены наряду с «компактными» хорами вводятся хоровые диалоги, речитативы и т. д. Новые типы соотношений сольных и хоровых партий, их значение для прояснения идейного замысла сочинения. Народно-национальный склад, многообразие хоровых характеристик, динамика развития в массовых сценах народно-музыкальных драм М. Мусоргского, опер А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. Примеры образной полифонии. Многообразие структур хоров: трехчастная, куплетная формы и более редкие (сонатная в сцене Ярославны с девушками из I действия оперы А. Бородина «Князь Игорь»). Крестьянская фольклорная природа музыкально-выразительных средств оперных хоров кучкистов. Переменное число голосов как одно из следствий преломления фактурных черт русской народной песни. Место и характер хоровых обработок обрядовых народных песен, драматургическая трактовка обряда (жанровая и лирико-драматическая) в сказочных операх Н. Римского-Корсакова, раскрывающих тему «жизнь и быт народа». Многообразие хоровых составов и приемов хорового изложения, необычные метроритмические структуры, смешанные тембры, воссоздающие черты древнерусского пения. Хоры классического и свободного состава в операх кучкистов.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 17. Хоровое творчество П. Чайковского. Интонационный строй городской демократической песни, жанровые черты маршей, танцев в оперных хорах П. Чайковского как одно из средств создания реалистического фона действия. Развитое многоголосие, гармоническая тембровая красочность оперных хоров П. Чайковского. Особенности хоровой фактуры, сочетающей гармонический склад и свободу мелодического развития каждого голоса. Характерные черты интонационного и гармонического строя музыки П. Чайковского. Типы хоровой фактуры. Значение творчества П. Чайковского, обобщившего достижения жанра хоровой музыки и возвысившего его до классического уровня. Особенности хоровой фактуры, сочетающей гармонический склад и свободу мелодического развития каждого голоса. Характерные черты интонационного и гармонического строя музыки П. Чайковского. Типы хоровой фактуры.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 18. Хоровое творчество С. Танеева. Особая роль хоровой музыки С. Танеева. Философские, гуманистические мотивы хоров С. Танеева. Расширение рамок миниатюры a'cappella до значения и масштабов хоровой поэмы. Составы и фактурные особенности хоров. Типы соотношений слова и музыки. Циклы хоров. Связь творчества композитора с практикой хорового исполнительства. Хоры С. Танеева — высочайшие художественные образцы воплощения этически возвышенных идей. Полифоническое письмо. Лирико-философская кантата в творчестве С. Танеева. Стилевые особенности кантат, черты вокально-симфонической фактуры.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 19. Хоровое творчество С. Рахманинова. Типы хоровых партитур, воплощение в них высоких нравственно-этических идеалов эпохи. Обращение к древнерусскому мелосу как одной из форм выражения национального характера. Изменение музыкально-выразительных средств хоровой музыки в результате усвоения и развития интонационных, ладовых черт знаменного распева, фактуры, полифонии, гармонии различных типов раннего многоголосия и особенностей народно-песенного искусства.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 20. Хоровая культура России конца XIX -начала XX века. Жанры духовной музыки — традиционная форма воплощения обобщенно-философской мысли. Новый этап в развитии циклов a'cappella. Изменение музыкально-выразительных средств хоровой музыки в результате усвоения и развития интонационных, ладовых черт знаменного распева, фактуры, полифонии, гармонии различных типов раннего многоголосия и особенностей народно-песенного искусства. Деятельность А. Кастальского, А. Лядова, А. Аренского по выявлению национально-характерных черт русского многоголосия. Обращение к древнерусскому мелосу как одной из форм выражения национального характера. Теоретическое и композиторское наследие. Особая активная степень обработки народной песни, выводящая произведение на уровень оригинального сочинения. Фольклорная природа хоровых сочинений, отраженная в их гармонических и фактурных особенностях. Значение русской народной песни и кантат в формировании и развитии светской музыки a'cappella. Воздействие на нее демократической песни-романса, бытовой жанровой музыки. Значение русской поэзии для развития хоровой миниатюры. Темы, образы и жанровые черты хоров Викт. Калинникова, особенности их композиции, черты интонационно-гармонического языка. Песенно-романсовое и речитативно-декламационное начало в хорах А. Гречанинова. Темброво-фактурные приемы его письма. Особенности стиля хоров a'cappella П. Чеснокова, гармонические и темброво-регистровые выразительные средства. Хоровые обработки русской народной песни. Основные способы обработок:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):