logo
История хоровой музыки

Зарубежная хоровая музыка

Тема 1. Музыкальная культура Востока (Египта, Сирии, Палестины, Индии, Китая), Древней Греции. Жанры, стилевые особенности музыкального искусства народов азиатских, североафриканских стран: разновидности ладов и жанров в индийской музыке (шрути, рага), особенности арабской, и китайской вокальной музыки. Музыкальный театр, хоровая песня Древней Греции (У11 -V вв. до н.э.). Музыка Византии: основные виды культового пения (тропари, стихиры, гимны, кондаки, каноны). Западноевропейская музыка: дохристианский Рим (111 век до н.э.-lV век н.э.), древнехристианская музыка (доVII века), христианский Рим. Искусство «ARS ANTIQUA» (V11-X11вв.). Григорианский хорал. Месса. Светская поэзия и музыка Х11-Х1Y столетий (искусство трубадуров, труверов), немецкий миннезанг, стилевые особенности и ладовая основа. Раннее многоголосие (органум, гимель, фобурдон, кондукт, cantus firmus).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 2. Вокальная полифония эпохи Возрождения: нидерландская, французская, римская, венецианская, испанская, английская, немецкая полифонические школы. Роль композиторов нидерландской школы в развитии культуры музыкального Возрождения. Формирование идейно-образной основы музыкального Возрождения. Вокальные жанры, стилевые особенности музыки композиторов: Жоскена Депре, Адриана Вилларта, Филиппа Верделота, Орландо Лассо. Характерные черты нидерландской школы. Реалистические тенденции в творчестве Лассо. Становление музыкально-стилевой основы Ренессанса в итальянской музыке XIV века. Развитие многоголосных светских песенных жанров (фротгола, вилланела, канцонетта, баллетто и др.). Мадригал. Искусство хоровой оркестровки Джованни Перлуиджи да Палестрины. Стилевые особенности английской хоровой музыки (Томас Морли, Д. Доулеид, О. Гиббонс). Французская хоровая песня XVI века: полифоническая песня (шансон) К. Жанекена. Многоголосное пение в Германии: Г. Изаак, Л. Зенфль, Г. Лютер, Л. Гаслер. Испанская композиторская школа (Т. Л. де Виктория).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 3. Хоровая музыка Европы XYII - первой половины XYIII века. Творчество Клаудио Джованни Антонио Монтеверди, черты стиля музыки Джованни Перголези, Генриха Шютца, Карло Джезуалъдо, Антонио Кальдара.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 4. Европейская хоровая классика первой половины XYIII века. Циклические вокально-хоровые произведения И. С. Баха: музыкально-драматургическое содержание «Пассионов», роль хоровых эпизодов; композиционные особенности «Высокой мессы». Особенности хорового письма Георга Фридриха Генделя, новаторство Генделя в хоровой музыке. Роль хоровых номеров в генделевских ораториях.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 5. Хоровая музыка венских классиков. Сочинения для хора в творческом наследии Йозефа Гайдна. Музыкальная драматургия ораторий и месс Гайдна, основные черты стиля его сочинений. Стилевые особенности музыки В. А. Моцарта. Характеристика музыкальных образов «Реквием» Моцарта: новая трактовка традиционного жанра путем использования композиционных особенностей построения формы, интонационно-тематических и тональных связей между частями, новаторские элементы музыкального языка. Характерные черты стиля хоровых сочинений Л. Бетховена. Композиционные особенности, музыкальный язык «Торжественной мессы».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 6. Хоровое творчество композиторов раннего романтизма. Принципы воплощения тем, образов и конфликтов, характерных для романтической эстетики. Тенденции романтизма в музыке Франца Шуберта. Гармонические средства интерпретации словесного образа. Средства детализации формы в произведениях Шуберта: разнообразие динамических средств, темповых обозначений, фактурного изложения, тональностей. Образный строй и музыкальный язык в мессах Шуберта As-dur и G-dur. Хоровое творчество Феликса Мендельсона-Бартольди. Характер мелодики и особенности хоровой фактуры: сочетание гомофонно-гармонической и полифонической фактур, приемы полифонического развития, виды имитационной полифонии в вокально-симфонических произведениях Мендельсона. Песенное творчество Р. Шумана. Вокально-симфонические сочинения Роберта Шумана. Характерные черты хоровой музыки Шумана, приемы письма, интерпретации жанров. Поэмность произведения «Рай и Пери».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 7. Хоровое творчество композиторов Франции (время расцвета романизма). Жанровые особенности сочинений Берлиоза («Осуждение Фауста», «Детство Христа»). Романтический пафос, живописность образов «Реквиема» Берлиоза. «Stabat Mater» и «Маленькая торжественная месса» Дж Россини. Произведения Ш. Гуно и К. Сен-Санса.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 8. Хоровая музыка европейских стран второй половины XIX века. Традиции национальной хоровой культуры и «Немецкий реквием» И. Брамса. Усиление романтических черт, ведущие образные сферы «Реквиема». Рациональность изложения музыкального материала в хоровых произведениях Брамса. Характерные особенности музыкально-образного содержания хоровых сочинений Дж. Верди. Своеобразие музыки «Реквиема» Джузеппе Верди. Хоровые сцены в операх Дж. Верди. Приемы ладогармонического мышления Габриэля Форе. Реалистические традиции французской музыки второй половины XIX века в творчестве Жоржа Бизе. Роль хоровых сцен в музыкальной драматургии оперного искусства Бизе. Опера «Кармен» — новый этап в развитии зарубежной оперно-хоровой музыки. Музыкальные драмы Рихарда Вагнера как итог развития немецкой романтической оперы. Традиции немецкой музыки и стилистические особенности искусства различных исторических эпох (от мейстерзанга до классики и позднего романтизма) в операх Вагнера. Хоровое искусство в операх Р. Вагнера: «Летучий голландец» (1840-1841), «Тангейзер» (1843-1845), «Лоэнгрин» (1845-1848), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861-1867), «Парсифаль» (1877-1882). Роль хора в развитии музыкальной драматургии опер Вагнера. Национальные черты немецкого народа в операх Вагнера. Музыкальный склад письма, стилевые особенности, образность и жанровость (песня, марш, хорал) в оперной драматургии, в музыкальном языке опер. Значение хорала в опере. Творческое развитие Вагнером традиций протестантского хорала.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 9. Хоровая музыка композиторов национальных школ конца XIX -начала XX века. Национальные традиции в творчестве Э. Грига, в хоровой музыке чешских и польских композиторов.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 10. Хоровая музыка Австрии и Германии (2-ая половина XIX - начала XX века). Эпическая повествовательность и рапсодичность музыкального высказывания А. Брукнера; возвышенно-патетический пафос его «Те Deum». Гуманистическая направленность сочинений Г. Малера и Р. Штрауса.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 11. Хоровое творчество композиторов Франции (конец XIX -начала XX века). Импрессионизм в музыке, творчество К. Дебюсси, М. Равеля. Новаторство в области музыкально-выразительных средств, образность и изобразительность музыки импрессионистов, мотивный тематизм в хоровых миниатюрах Дебюсси, утолщенная монодия в хоровых сочинениях М. Равеля. Вокально-хоровой стиль в ораториях и операх А. Онеггера. Особенности драматургии оратории «Жанна д’Арк на костре». Камерно-вокальная музыка Ф. Пуленка. Стилевые особенности музыкального языка в кантатах Пуленка, хоровых сочинениях О. Мессиана.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):

Тема 12. Хоровое творчество композиторов XX века (И. Стравинский, А. Веберн, А. Щенберг). Стилевые особенности хорового письма П. Хиндемита. Основные направления творческой деятельности К. Орфа. Кантаты К. Орфа. Хоровые миниатюры и хоры-фрески в творчестве З. Кодаи. Хоровое творчество Б. Бриттена, особенности музыкального языка его сочинений.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ И АНАЛИЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА):