Музыкально-выразительные средства
Этот номер исполняется одним (2-м) хором, его можно условно разделить на три части. Первая часть состоит из двух, повторяющихся предложений (правда с некоторыми изменениями в конце второй фразы). Каждый голос имеет свою самостоятельную мелодическую линию, но основная тема проходит в партии сопрано, которая носит певучий, спокойный характер, звучит на нежном P. Остальные голоса носят подголосочный характер, они должны исполняться в пол голоса. Эти мелодии носят немного «ломаный» характер, в них нет какого-то плавного песенного начала, постоянные скачки, то вверх, то вниз, использование хроматических звуков, а также постепенное включение и выключение партий, создают внутреннее состояние души в это страшное время:
Гармонические краски придают своеобразную красоту звучания хора. Начинается произведения со звучания квартдецимы, что придаёт какую-то отрешённость, оторванность человека, его одиночество. Затем, когда вступают вторые сопрано мы слышим основное трезвучие - ля минор. Далее композитор использует субдоминанты, доминантовые септаккорды, в конце фразы происходит отклонение в ми мажор, но являясь тональностью доминанты, она создаёт ощущение незавершённости.
Далее со слов «И дикий зверь» начинается второе предложение, вначале оно полностью дублирует первое, но, исходя из текста, носит уже более взволнованный эмоциональных характер. Когда вступают басы, композитор оставляет только женские высокие голоса, тем самым противопоставляя басов и сопрано (что характерно для творчества Пуленка):
Этим приёмом композитору удаётся очень точно передать внутреннюю пустоту человека. Второе предложение также заканчивается на трезвучии ми мажора.
Далее звучит так называемый средний раздел, со слов «Этот беспощадный зверь». Начинается с трезвучия ля минора с удвоенной терцией, вступление басовой партии придаёт звучанию хора полноту, глубину звучания. Следует отметить, что здесь присутствуют уже все голоса, мелодическая линия также сохраняется в партии сопрано.
Это единственная часть во всём хоре, где композитор использует нюанс ? (на словах - «где у смерти облик жизни»). Также композитор использует много хроматических звуков, диссонансного звучания, уменьшённые септаккорды, наиболее высокую тесситуру в партии сопрано. Здесь рисуется образ врага как «дикого зверя», и вместе с тем мы слышим интонацию борьбы с ним, не желанием ему подчиниться. Заканчивается эта часть на доминантовом септаккорде.
Третья часть - словно реприза, но основная тема проходит в партии альтов, а тема подголоска переходит в мужской хор. Это придаёт теплоту, бархатность звучанию:
Заканчивается хор шестиголосными аккордами, не смотря на то, что хор заканчивается в минорном звучании, это окончание носит светлый характер надежды, это смысловая кульминация всего произведения. Это вера в победу добра над злом. Это окончание должно прозвучать на тишайшем пиано, с болью израненной души, но которая видит в будущем - свет спасения.