Вокально-хоровой анализ
Произведение написано для смешанного четырёхголосного хора a capella с использованием divisi.
Общий диапазон хора: A (большой октавы) - Gis (второй октавы). Но эти крайние звуки в хоре встречаются редко, основной рабочий диапазон в партии сопрано - F, E - второй октавы.
Рассмотрим диапазон каждой партии отдельно :
Сопрано 1: Dis1 - Gis2
Сопрано 2: Dis1 - C2
Альт : Gм - A1
Тенор: Eб - F1
Бас 1: Hб - D1
Бас 2: Aм - Aб.
Таким образом мы видим, что композитор не использует широкий диапазон в партиях. Тесситурные условия весьма приемлемы. Композитор практически не использует крайних звуков диапазона в партиях. Нельзя забывать, что это часть крупного сочинения, написанного для профессионального хора, где каждый певец имеет хорошую вокальную подготовку.
В фактурном отношении музыка не перегружена, постоянное выключение то одной, то другой партии создаёт некую лёгкость в звучании. В тембральном отношении всё-таки основная роль принадлежит верхнему голосу, который является носителем основной темы.
Следует также обратить внимание на достаточно приглушённую динамику. Композитор практически не использует ярких нюансов, в основном это всё звучание на p, тем самым передавая душевное состояние человека, тонкость его внутреннего мира, о чём невозможно кричать громко.
Степень вокальной загруженности партий неравнозначна, в основном всё время присутствует партия первых сопрано, остальные голоса появляются или «исчезают» в зависимости от замысла композитора.
Чистый строй - первое и важнейшее качество хорового пения. Многие факторы способствуют развитию и поддержанию чистого хорового строя. Следует быть предельно аккуратным и точным при интонировании появляющихся знаков, при слиянии партий в октавный унисон. Это произведение требует более европейского, инструментального звучания, тонкости интонирования, что может вызвать сложность (особенно иногда из-за большого расстояния между партиями).
В целом следует следить за аккуратностью в исполнении гласных букв и четкостью согласных.
В данном произведении следует брать дыхание по фразам. Вцелом в произведении используется цепное дыхание, также вдох может осуществляться в паузах. На протяжении сочинения используется мягкая атака звука. Вдох берется спокойно. Задержка дыхания минимальна, чтобы связки мягко сомкнулись. В то же мгновение дыхание, без толчка и нажима, мягко касаясь связок, извлекает нужный звук.
Партия сопрано
Сопрано - ведущая партия хора, значение которой определяется исполнением основного тематического материала - мелодии. Её выразительные возможности используются весьма интенсивно: сопрано, как правило, не только ведущая, но и наиболее занятая партия хора. В партии есть деления на голоса, но главной является партия 1 сопрано, она является как бы «солисткой» в общем звучании хора. Композитор не всегда использует удобную тесситуру - например нота ми 1 является переходной нотой для голоса, а с неё начинается произведение, поэтому надо быть предельно аккуратным при пении, чтобы звук был благородный, не смотря на p.
Партия альтов
Альты являются одной из наиболее выразительных хоровых партий. Яркий верхний регистр, плотное и насыщенное звучание середины при наличии особенно выразительных темброво богатых низов позволяет широко и разнообразно использовать ее возможности. В полном смешанном хоре альты исполняют мелодию редко. Но Пуленк в конце своего произведения отдаёт основную тему альтам, что придаёт ей более песенное, тёплое звучание. Композитор использует очень удобную тесситуру для исполнения.
Партия теноров
Устойчивый характер носят разделения теноровой партии. Композитор использует достаточно удобную тесситуру. Также как и партия альтов, партия представлена в качестве «подголоска». Композитор также использует достаточно удобную тесситуру, главной сложностью для исполнителей будет являться - мягкое вступление, то есть естественное слияние с основным тематическим материалом.
Партия басов
Следует отметить значение басов в общехоровом изложении как «фундамента» хора. Тембровые качества этой партии обладают наибольшим звуковым объёмом (около 2-х октав) и богатой звуковой палитрой. Но вначале басы практически отсутствуют в звучании хора, олицетворяя тем самым некую потерю опоры.
Исполнительский план
пуленк кантата музыкальный партия
Исполнение хора требуют большого мастерства как со стороны хорового коллектива так и со стороны хормейстера. Исполнительская интерпретация произведения требует от хорового коллектива высочайшего профессионализма, безусловной «чистоты» интонирования.
Переменный метр, использование divisi, солирующих голосов требует от хормейстера четкой координации движений, мастерским владением дирижерским искусством. В целом же работа дирижера с хоровым коллективом должна быть направлена на адекватное воплощение авторского замысла.
Цельность и непрерывность развития, как основа исполнения, позволяет наиболее точно раскрыть образное содержание произведения. Дирижеру необходимо преодолеть некоторую фрагментарность изложения. Если не стремиться к этому, произведение может распасться на ряд эпизодов, границы которых подчеркиваются паузами, выразительными окончаниями фраз. Одухотворённое прочтение дирижёром партитуры - основа успешной интерпретации. Но этого недостаточно. Необходимо разобраться в конкретных задачах дирижёра - исполнителя.
Убедительность интерпретации, логика развития материала зависят от многих факторов. Дирижёру важно найти и сохранить соответствующую авторскому указанию скорость движения, не слишком медленную, но и неторопливую. Такой темп очень выразителен. Неторопливый характер движения должен сохраняться на протяжении всего произведения. Текстовое и музыкальное содержание хора - определяет основную тенденцию в разработке исполнительского плана.
Фразировка музыкального произведения подчинена текстовому развитию. Середина является кульминационной. Для исполнения данного сочинения перед дирижером ставится ряд сложных задач, связанных с показами ауфтактов и снятий хору: плавный жест, короткий вдох на опоре; с управлением динамикой; с показами скачков в различных хоровых партиях, штриха легато. От дирижера требуется особая выразительность и точность в жесте.
Говоря о наиболее важных и трудных моментах, требующих особого внимания в процессе репетиций следует отметить:
- показ различных вступлений партий, и точно их снятия.
- различную динамику при исполнении между партией сопрано и остальными голосами.
- пение с внутренней пульсацией как необходимый фактор для исполнения.
- не замедлять движение аккордов в конце произведения.
Поражает яркость и разнообразие красок музыкальной палитры композитора -- он уделяет внимание не только гармоническим и мелодическим тонкостям, но заботливо относится к исполнителю, певцу или дирижеру. Почти около каждой фразы партитуры пометка, как ее надлежит исполнять: mezza voce, cantando, рр, cantando и т. д.
«Блестящая кантата тысячи нюансов, никогда нескромно не выставляющихся напоказ», -- характеризует «Лик человеческий» автор книги о Пуленке Анри Элль.
Богатая гамма чувств и настроений, переполняющих сердце композитора, отразилась в этом сочинении -- нежность и гнев, возмущение и надежда, боль и ликование. Вера в победу не покидает музыканта, несмотря ни на какие суровые испытания. Важно отметить, что из восьми частей кантаты лишь две завершаются минорными созвучиями («Страшна мне ночь», рисующая облик смерти, и пятая часть «Смеясь над небом и планетой», в которой и поэт и композитор издеваются над врагами).
Список литературы
1. О. П. Кеериг «Хороведение». - СПб., 2004.
2 . П. П. Левандо «Проблемы хороведения». - СПб.,1974.
3. Н. В. Романовский «Хоровой словарь». - М., 2000.
4. «История зарубежной музыки» т.6, под ред. В. В. Смирнова. - Спб., 2001.
5. http://www.classic-music.ru/book_poulenc.html
6. http://www.lib.ru/POEZIQ/ELUAR_P/eluard0_1.txt_with-big-pictures.html
7. http://ru.wikipedia.org