Заключение
В истории музыки есть пары композиторов, которые в слушательском представлении загадочным образом оказывались именами взаимоисключающими. И, несмотря на то, что ревнители творчества одного или другого сочинителя строили логические умозаключения о композиционных принципах, якобы "правильных и неправильных", все равно решительно неясно, отчего не любить обоих разом.
Почему Генделя сравнивают с Бахом, и наоборот? Почему они так тесно соприкасаются друг с другом на протяжении всей дальнейшей музыкальной истории, словно после смерти наверстывая свою упущенную при жизни возможность встретиться и... (подружиться?).
Гендель был современником Баха, они родились в один год. Но как по-разному сложились их жизни и карьеры. Гендель стал знаменитостью Европы при жизни, в относительно молодые годы, к Баху слава не спешила...
Гендель всю жизнь колесил по миру, в конце концов, остался жить в Великобритании, а Бах так и остался жить в Германии. У Генделя никогда не было семьи, а Бах известен как многодетный отец, чьи дети пошли по его стопам. Гендель умел добиваться своего, ему во многом не везло, не раз он находился на грани безумия, но его невообразимая стойкость помогали ему в трудную минуту.
«Если музыка Баха - это храм, то музыка Генделя - дворец», - заметил в свое время русский композитор и пианист Антон Рубинштейн. Гендель роскошен, щедр, полон света и великолепия. Он мощно славит небеса, но крепко стоит на земле. Баха неудержимо влекли в священных текстах описания страстей, а Генделя -- герои Библии: воители и победители. У Баха нет ни одной оперы, и он никогда не работал при театре, у Генделя же опер более 40, и на протяжении многих лет он не только писал для сцены, но и был главой антрепризы, выдерживая жестокую борьбу с конкурентами.
Во многом противоположными были и личностные наклонности этих музыкальных титанов. Бах, человек в общем-то здоровый, чуждый унынию, счастливый отец дружной многодетной семьи, умел, как никто, понять и выразить тончайшие оттенки горя, скорби, печали; изысканнейшие душевные переживания, сложнейшие переплетения чувств.
Гендель, цветущее здоровье которого все же подорвали жесточайшие перепады от славословий к поношениям, от триумфов к банкротствам, словно бы чурался воспевать чьи-то страдания, если за ними не следовал некий жизнеутверждающий итог. Герои ораторий «Самсон» и «Саул» гибнут, но траурная музыка в конце этих произведений звучит в мажоре, проливая на трагическую развязку торжественный свет. В оратории «Ацис и Галатея» погибший Ацис превращается в источник, и заключительный хор -- это не столько плач по прекрасному юноше, сколько благоговейное прославление вечной, неиссякаемой жизни. В своей склонности к героике, в своем неприятии пафоса страдания, в своей тяге к монументальной простоте Гендель, несомненно, классичен, хотя и мыслит всецело в жанрах и формах барокко. Поэтому его язык оказался много понятнее следующей эпохе, чем сложный, подчас не всем доступный язык Баха.
Однако, можно сказать, что в наше время Гендель менее известен широкой публике, чем Иоганн Себастьян Бах. Многие его мелодии звучат то тут, то там, но мало, кто может сказать: "Это Гендель!" Наверное, самое известное произведение Великого саксонца - это его оратория "Мессия", которая, кстати, признана самой известной ораторией за всю историю человечества.
Несомненно, Бах встречался и с видными музыкантами, и с хорошей музыкой. Зная многое из европейской музыки своего времени, Бах в первую очередь внимательно следил за творениями немецких композиторов - Кунау, Телемана и, конечно же, Генделя. Гендель был уже автором множества концертов для органа и оркестра, он поставил на сцене несколько своих опер. И Бах хотел, бесспорно, встретится со своим знаменитым сверстником.
Кто-то в Кетене получил известие из Галле о том, что в свой родной город приехал Гендель повидаться со старухой матерью. Легкий на подъем Иоганн Себастьян с почтовой каретой отправился в Галле. Какое огорчение: в день приезда Баха, надо же было так случиться, Гендель покинул город!
Случайность ли, что двум великим сынам Германии не пришлось ни разу встретиться? Впоследствии возник даже спор на эту тему. Возобладало печальное мнение, что, несмотря на истинное уважение к музыке Баха, Гендель не проявил ни малейшего желания повидаться с единственным равным ему в Германии композитором. К такому выводу пришел в своем труде английский исследователь жизни и творчества Баха Терри. Но будем осторожны в выводах. Тот же Терри сделал интересное наблюдение. Генделя, навещавшего родину, услужливые царедворцы не прочь были использовать как знатную приманку для развлечения.
Когда-то в резиденции первого министра дрезденского двора Флемминга интриганы столкнули Баха с Маршаном, теперь Флемминг намеревался устроить при случае и публичное состязание между двумя именитыми немцами: Генделем и Бахом. Можно допустить, что Гендель чуял неладное в возне вокруг себя. Сохранено красочное свидетельство самого премьер_министра Флемминга, его частное письмо от 6 октября 1719 года. Имея в виду Генделя, он пишет: «Я сделал все, чтобы вступить с ним в контакт, и полагал, что сумею с помощью необходимой любезности расположить его к себе, однако мне ничего не удалось добиться. То он был в отъезде, то плохо себя чувствовал; одним словом, встретиться с ним было невозможно».
Летом 1729 года Гендель вновь приезжал на родину, в Галле, чтобы по пути из Италии в Лондон повидаться с матерью. Он, Себастьян, собрался поехать к нему, но болезнь уложила в постель. Отец немедленно послал в Галле Фридемана, наказав в самой любезной форме пригласить Генделя в Лейпциг. Однако Гендель сообщил, что, к сожалению, не может приехать.
Историки немецкой музыки уже более двух веков сокрушаются о том, что не состоялась эта встреча. Одни упрекают Генделя, другие находят оправдания его отказу. Потеря для истории! Но не для музыки - музыка Генделя и Баха встречается на концертных эстрадах мира. Всегда волнующие встречи творчества двух великих современников.
Два Великих сына Германии так и не встретились, но оба они являются сынами одной музыкальной эпохи. После них остались удивительные творения, которые спустя столетия продолжают восхищать, будоражить умы людей. Единственным мерилом может служить только музыка. Музыка творений самих обсуждаемых величин - Генделя и Баха.
Список использованной литературы
1. Морозов С.А. Бах. - Молодая гвардия. - М., 1975.
2. Рубинштейн А.Г. Музыка и ее представители. - М., 1991.
3. Гендель Г.Ф. - Музыкальная энциклопедия. - М., 1995.
4. www.belcanto.ru
5. www.compose-str.narod.ru/bax.htm
6. www.compose-str.narod.ru/gendel.htm