2. Георг Фридрих Гендель
Творчество Георга Фридриха Генделя справедливо считают своим две национальных школы - немецкая и английская. В Германии композитор родился, получил образование и сформировался как личность. А в Англии он прожил большую часть жизни (50 лет), написал свои лучшие произведения, познав через них и громкую славу, и тяжелые испытания.
Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в городе Галле, неподалёку от Лейпцига. Гендель - современник Баха. Любопытно, что два великих немецких композитора - Гендель и Бах - родились в один и тот же год, в 80 милях друг от друга, но так ни разу не встретились, хотя много слышали друг о друге. Возможно, потому что были слишком разными людьми.
То, что Бах воспринимал, как должное - неспешный, размеренный ритм жизни, кропотливая повседневная работа в храме или с небольшим придворным оркестром - Генделя раздражало и сковывало. Этому темпераментному и честолюбивому человеку Германия казалась провинцией, в которой ему негде "развернуться". Блистательному композитору и органисту, наделенному к тому же немалыми организаторскими способностями, хотелось путешествовать, видеть разные национальные традиции и обрести признание у большой аудитории.
Отец будущего композитора был парикмахером и по совместительству хирургом (раньше цирюльники-брадобреи выполняли несложные хирургические операции). Он хотел, чтобы сын стал адвокатом, и был очень недоволен, что тот предпочёл музыку. Но Гендель ночи напролёт играл во дворике на улице на клавикорде. Герцог Саксен - Вейсенфельдский услышал игру Георга и был покорён его музыкальным талантом. Будучи студентом юридического факультета, Гендель одновременно служил церковным органистом. Мать композитора была под стать своему супругу: не уступала ему ни в мужественной энергии, ни в душевном и физическом здоровье. Это были люди крепкой бюргерской закваски и передали своему сыну физическое здоровье, душевную уравновешенность, практический ум, не знающую усталость работоспособность. После смерти отца восемнадцатилетний Гендель оправился в Гамбург, где стал служить музыкантом в оркестре - играл на скрипке и продолжал учиться. В Гамбурге он написал четыре оперы, одна из которых «Альмира», пользовалась большим успехом.
Один из любимых жанров Генделя - опера. В XVIII веке этот вид музыки, соединивший в себе пение, звучание оркестра и сценическое действие, пользовался огромной популярностью и обеспечивал талантливому музыканту быстрый путь к успеху. Генделя пригласили в Италию, чтобы он как следует изучил итальянский оперный стиль. Он приехал туда молодым и никому не известным, хотя на Родине уже написал немало произведений и получил хорошее образование на юридическом факультете в университете своего родного города Галле. За 4 года ему удалось не только досконально изучить законы итальянской оперы, но и добиться крупного успеха - для композитора-иностранца это было очень нелегко. В Италии Гендель очень много работал, написал две оперы, две оратории и множество кантат. Всего же композитор создал около 15 кантат, из которых более 100 дошли до наших дней. В то время в Англии была очень популярна итальянская опера, и Генделя пригласили в Лондон для постановки его оперы «Ринальдо» и вскоре становится там звездой первой величины, возглавив почти на 20 лет лучшую оперную труппу - "Королевскую Академию музыки".
Оперы Генделя в наше время ставятся очень редко, хотя отдельные фрагменты из них (особенно арии) постоянно звучат на концертах и в записях. Большинство из них написаны на итальянские тексты по типу так называемой оперы-seria (в переводе с итальянского - "серьезной" оперы). Это была разновидность оперного жанра, основанная на нескольких правилах: сюжет брался из области истории или античной мифологии. В финале непременно должна была наступить счастливая развязка. Большое внимание уделялось сценическому оформлению: костюмам, декорациям, специальным эффектам. В музыке такой оперы главными героями были певцы-виртуозы, призванные потрясать публику красотой своих голосов и совершенством своей техники. Мысли и переживания персонажа отступали на второй план - композитор обязан был, прежде всего, обеспечить исполнителям главных партий возможность показать свои голоса.
В традиции оперы-seria 40 опер Генделя, на первый взгляд, не внесли ничего нового. Но банальные сюжеты, наполненные его музыкой, обретают серьезный смысл, а виртуозные приемы пения - это лишь средство, показывающее особо сильные чувства персонажа. Особенно поражают красотой лирические мелодии его арий - то гибкие и взволнованные, то строгие и мужественные. В них от певца не требуется петь быстро или брать непомерно высокие ноты. Необходимо нечто более трудное - найти в своем голосе необычные тембровые краски, способные передать сложные переживания, тонкие внутренние ощущения, которые порой трудно выразить в словах.
Работа в Лондоне приносит Генделю огромный успех. В 1726 году он получает английское гражданство, его труппа поддерживается королевским двором и ведущими политиками, что очень льстит его самолюбию. Однако его привязанность к итальянской манере не всегда нравится творческой богеме; многие не без основания считают, что это мешает развитию национальных форм музыки на английской сцене.
Постепенно недовольство растет, и в 1728 году на композитора обрушивается страшный удар. В маленьком театре на окраине Лондона был поставлен необычный музыкальный спектакль - "Опера нищего" композитора Кристофера Пепуша и поэта Джона Гея. Сюжет (подсказанный знаменитым автором "Путешествий Гулливера" Джонатаном Свифтом) и отдельные музыкальные номера удивительно напоминали оперу Генделя "Ринальдо". Только героями вместо средневековых рыцарей и их прекрасных возлюбленных были… нищие, уголовники и девицы легкого поведения, а действие происходило в современных лондонских трущобах. Современные историки музыки утверждают, что в "Опере нищего" высмеивалась не столько музыка Генделя, сколько политическая жизнь Англии. Но скрытый образ композитора все же был в спектакле; это был образ угодливого чужестранца, пишущего только то, что принесет ему легкий успех у аристократии. Все представления "Оперы нищего" проходили с триумфом, она обрела популярность за пределами Англии. И даже королевский запрет на ее постановку не спас Генделя от насмешек и осуждения, а в 1731 году, несмотря на огромные усилия композитора, его оперная труппа - "Королевская Академия музыки" - терпит финансовый крах.
Тяжело пережив эти события, Гендель все же находит в себе силы извлечь из них урок и продолжать работу. Более того, в это время он пишет необыкновенно хорошо: фантазия была на редкость богатой, прекрасный материал послушно подчинялся воле, оркестр звучал выразительно и живописно, формы получались отточенными.
Он сочиняет одну из лучших своих "философических" ораторий - "Жизнерадостный, задумчивый и умеренный" на прекрасные юношеские стихи Мильтона, несколько ранее - "Оду св. Цецилии" на текст Драйдейа. Знаменитые двенадцать кончерти-гросси написаны именно в те годы. И именно в эти годы Гендель расстается с оперой. В январе 1741 года была поставлена последняя - "Деидамия".
Закончилась двадцатилетняя борьба Генделя. Он убедился, что возвышенный род оперы-сериа не имел смысла в такой стране, как Англия. Двадцать лет Гендель упорствовал. В 1740 году он перестал перечить английскому вкусу - и британцы признали его гений. Гендель больше не противился изъявлению духа нации - он стал национальным композитором Англии.
Генделю опера была нужна. Она воспитала его, определила светский характер его искусства. Гендель отшлифовал в ней свой стиль, усовершенствовал оркестр, арию, речитатив, форму, голосоведение. В опере он обрел язык драматического художника. И всё-таки в опере ему не удалось выразить главные свои идеи. Высшим смыслом, высшей целесообразностью его творчества были оратории.
Многие годы, проведенные в Англии, помогли Генделю по-новому осмыслить своё время, эпически, философскими категориями. Теперь его волновала история существования целого народа. Он представил себе английскую современность как героическое состояние нации, эпоху подъема, расцвета лучших, совершенных сил, ума и таланта народа.
Гендель почувствовал необходимость выразить новый строй мыслей и чувств. И он также обращается к Библии, популярнейшей книге пуританской нации.
Композитору удалось в грандиозных библейских эпопеях-ораториях воплотить оптимизм побеждающего народа, радостное чувство свободы, самоотверженность героев.
Не оставляя оперы, он уделяет теперь основное внимание ораториям - большим произведениям для хора, солирующих певцов и оркестра. Сюжеты для своих ораторий Гендель, как правило, брал из текстов Ветхого Завета, и это далеко не случайно. В Англии любят и умеют читать Ветхий Завет (причем не только богословы, но и обычные люди); Гендель погрузился в глубины английской христианской традиции. В сюжетах многих ораторий в центре внимания находится герой, переживающий трагические испытания, нередко совершающий ошибки, но полный решимости исполнить дело, к которому призвал его Бог. Это Самсон, преданный в руки врагов, но не смирившийся со своей участью (оратория "Самсон). Или Иеффай, вынужденный пожертвовать своей дочерью (оратория "Иеффай"). Или же царь Саул, вознесенный на вершины власти, но бессильный перед собственными страстями (оратория "Саул"). Судьбы этих людей явно были близки композитору, узнавшему страдание и одиночество после успеха и восхвалений.
Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории "Мессия". Он писал ее с лихорадочной быстротой и закончил в невероятно короткий срок - уже 14 сентября. Впервые ораторию исполнили в Дублине 13 апреля 1742 года. Успех был огромным. Позже писатели наградят Генделя возвышенным эпитетом - "творец Мессии". Для многих поколений "Мессия" будет синонимом Генделя. В "Мессии" - Гендель, подобно Баху, обращается к образу Христа (слово "Мессия" в переводе с греческого - "Спаситель"). Главным действующим лицом в музыке становится хор. В отличие от Баха, постоянно размышлявшего о Христе страдающем, Генделю ближе рождественская и пасхальная темы. Светом и трепетом наполнена музыка хора "Ради нас рождено дитя"; и погружаясь в ее нежную красоту, не сразу замечаешь, как сложны хоровые партии, переплетенные в полифоническую ткань. Когда же речь идет о Воскресении или Втором пришествии Христа во славе, звучание хора и оркестра потрясает красочностью и торжественной мощью. В музыке заключена огромная энергия и поистине великая радость, способная духовно объединить множество людей.
Интересно, что до сих пор любовь, которую британцы питают к ораториям Генделя, можно назвать всенародной. Многие фрагменты люди легко узнают на слух, как, например, знаменитый хор "Аллилуйя" (в пер. с древнееврейского "Хвалите Господа") из оратории "Мессия", который воспринимается англичанами почти как национальный гимн.
Оратория «Мессия» написана на тексты библейских пророков, которые возвещают скорое явление Христа. Все, что гнетет и пугает человека - страдание, лишения, горе - тут идет лишь намеком, фоном, а все, что радует и дает надежду - чувство единения, неколебимая вера и сознание собственных безграничных возможностей - показано крупно, многообразно и необычайно убедительно. Библейские оратории стали вторым рождением Генделя-композитора. В них он сумел проникнуть в глубины не только духовного, но и музыкального мышления народа и опереться на многовековые национальные традиции хорового пения. Традиции эти очень дороги англичанам: до сих пор даже в маленьких провинциальных городках можно встретить превосходные хоры, профессиональные и любительские, поющие в храмах или хоровых клубах.
Безусловно, “Мессия” - самое известное из всех ораториальных сочинений Генделя. К тому же судьбе было угодно, чтобы оно стало последним, в исполнении которого великий Гендель участвовал публично как органист в 1759 году, незадолго до своей смерти.
40 опер и 32 оратории - солидный список, которому мог бы позавидовать любой композитор. Но у Генделя существуют еще гениальные вокальные и инструментальные сочинения, концерты и сюиты для оркестра, духовные произведения. Прибавим к этому многолетнюю работу руководителя оперной труппы - постановку спектаклей, репетиции, постоянные контакты с множеством людей. У этого человека была огромная воля, мощная созидательная энергия, а главное - великая любовь к музыке. Эта любовь помогла ему выстоять в моменты одиночества и лишений, она заставила его мужественно признать свои ошибки и фактически начать творческую жизнь заново в 46 лет.
На закате жизни композитор достиг прочной славы, но по-прежнему он остается неутомимым творцом и музыкальным деятелем, создает множество произведений, овеянных светлыми праздничными настроениями. Среди написанных в последние годы выделяется оригинальностью «Музыка для фейерверка», предназначенная для народных праздников и исполнения на открытом воздухе.
В 1750 году Гендель совершил последнее путешествие на родину, в Галле. По возвращении в Лондон он взялся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его вновь сражает несчастье, быть может, самое тяжелое из всех, выпавших на его долю, Гендель, как и Бах, к концу жизни ослеп. Мужественно борется Гендель с трагическими ударами судьбы. Убедившись в неизлечимости болезни, он смиряется с неизбежным и возвращается к прежней деятельности. Слепой, заканчивает Гендель начатую ораторию «Иевфай», руководит исполнением своих произведений, дает концерты и величием импровизаций по-прежнему потрясает слушателей.
За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759 года, Гендель дирижировал ораторией «Мессия»; во время исполнения силы оставили его, и спустя недолгое время - 14 апреля - он скончался, похоронен в Вестминстерском аббатстве как великий композитор Британии. На могильном памятнике он изображён на фоне органных труб и мантии, похожей на королевскую.
- Дискуссия, затянувшаяся на два столетия
- Судьба музыки Баха
- 31. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- 34. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- Ораториальное творчество Генделя
- 41. Иоганн Себастьян Бах
- Г.Ф. Гендель и и.С. Бах
- Творчество Баха и Генделя
- 2. Творчество Баха.