Голосоведение, его особенности и разновидности
Голосоведение - важнейшее свойство фактуры. Можно полностью согласиться с трактовкой голосоведения, предпринятой Ф.Г. Арзамановым: это "движение отдельного голоса и всех голосов вместе в многоголосном музыкальном произведении при переходе от одного сочетания звуков к другому", выражающее "общий принцип развития мелодических линий (голосов), из которых складывается музыкальная ткань (фактура)"
К специфическим признакам голосоведения относятся:
свободное развитие голосов с их опорой на вариантность и возможным перекрещиванием;
переменность голосов с точки зрения назначения основного напева и его подголоска (подголосков);
тяготение к устоям и выделение опорных тонов, что формирует ладо-образование (унисонное начало и завершение фраз, октавно-унисонное окончание песен и др.;
преобладание прямого (реже косвенного) движения голосовых линий над противоположным движением голосов;
закономерное расслоение голосов на подъеме при совпадении кульминационных вершин в движении голосовых линий и соединение их на интонационном спаде.
Условно не столь многочисленные разновидности голосоведения можно классифицировать следующим образом, разделив на группы:
1. Прямое ведение голосов - наиболее распространенный вид, где возможно дублирование голосов, сопровождаемое слиянием их в унисон. В случае параллельного движения голосов однотипные интервалы, за исключением терций, обнаруживаются сравнительно редко, преобладает их переменно-смешанное сочетание.
2. Ленточное голосоведение, примыкающее к первому виду, представлено интервальным дублированием голосов, при этом контуры их линий визуально напоминают изгибы ленты.
3. Косвенное движение голосов может быть коротким, преходящим и долгим, пролонгированным.
4. Противоположное голосоведение наблюдается при расходящемся и встречном движении голосовых линий в кульминационных зонах драматического характера; нередко - в условиях развития контрастного подголоска у верхнего голоса, противопоставленного линии низких мужских.
Что же касается фактурной организации хоров a cappella, то это, пожалуй, один из самых сложных жанров исполнительского мастерства, где сочетаются важные теоретические положения о типах и видах изложения звуковой ткани, ее параметрах и элементах, функциях голосов, рассматриваемых с точки зрения их сочетания, соотношений, характера, вокализация поэтического текста и исполнительские возможности певческих голосов.
А cappella - большое искусство, которое достигается только спетостью ансамбля и профессионализмом руководителя. Существует множество вариантов развития произведения - a cappella, например: последовательное развитие от двухголосия к четырехголосию, чему соответствует смена тембрового колорита и конкретных приемов (интервальное дублирование, унисонный зачин и хоровой подхват, смешанный тип многоголосия). Можно использовать минимум выразительных средств, которые вполне органичны для этого жанра: строгая диатоника, тональная устойчивость, натурально-ладовые обороты, что и создает общий колорит сочинения. Все зависит от фантазии и творческого полета.
Жанр a cappella богат и колористическими находками, интересными тембровыми сочетаниями. Изменяя тембральную окраску темы смещением ее в разные регистры, постепенно усложняя хоровую ткань увеличением количества голосов от двухголосия до восьмиголосия, сменой видов изложения, волновым фактурным нарастанием и спадом, сгущением и разрежением звуковой ткани, можно достичь изобразительных эффектов, вызывая ассоциации с усиливающимися и затухающими порывами ветра?.
Хоровые партии можно трактовать по-разному, - в зависимости от их вокальных особенностей и функциональных задач, в результате чего каждый голос наделяется индивидуализированной мелодической линией, образуя в сочетании с другими, пластичную звуковую ткань, отличающуюся чистотой и ясностью голосоведения, плавностью и осмысленностью.
В арсенале a cappella самые разнообразные вокально-хоровые средства: пение на слоги, гласные звуки, закрытым ртом, glissandi, имитация инструментальных приемов. В произведениях можно вставить яркие фонические эффекты резкой смены регистра и гармонической краски, разделение исполнительского ансамбля на два семантически обособленных пласта, контрастное чередование тембровых групп, многогранное использование солирующих голосов, чистых и смешанных тембров различных партий, звучащих как порознь, так и в унисонном изложении. А cappella. значительно расширяет вокально-технические ресурсы хора, используя кластеры, glissandi, говор, щелчки языком, выкрики, свободное линеарное развертывание голосов, неточную фиксацию звука. Важно тонко чувствовать специфику хорового пения a cappella, что проявляется в тесной взаимосвязи поэтического слова и музыки, вокальной природе мышления, глубоком знании певческих голосов (применение преимущественно удобных тесситур, мелодичность голосоведения, эффективное использование вокально-тембровых красок), естественных природных свойств исполнительского ансамбля, разнообразия регистров и тембров всего хора и каждой индивидуальной партии.
- Раздел II. Хоровая аранжировка
- Аранжировки в интерьере.
- 27. Технология создания фонограмм к вокальным произведениям.
- Аранжировка
- Аранжировка
- Краткая история аранжировки
- 51. Композиция и аранжировка как формы музыкального творчества. Типы и виды аранжировки.
- 1.Научно-практическое обоснование необходимости курса «хоровая аранжировка» в подготовке педагога - хормейстера