Заключение
Для многих исследователей и историков музыки было совсем не просто определить место Сибелиуса в истории музыки. Одной из причин было представление о необходимости прогресса, господствовавшее в ХХ в. и понимаемое весьма ограниченно: атональность трактовалась как элемент современности, при этом тональность клеймилась как признак консерватизма. Таким образом, музыку Сибелиуса можно было считать реакционным продолжением позднего романтизма. На протяжении своего творчества Сибелиус использовал элементы музыкального языка романтизма, сочинял иногда даже салонные пьесы-пастиччо в стиле ХХ в. Но, с другой стороны, он расширил традиционную тональность модальными элементами. Более того, использование Сибелиусом оркестра, когда различные типы эпизодов совмещаются и перекрывают друг друга, было революционным для своего времени. В этом отношении Сибелиус служит примером и для современных композиторов, таких как Магнус Линдберг, Тристан Мюрей, Дэвид Мэтьюз. Точно также и композиционное мышление Сибелиуса, в котором традиционные формы используются только как отправные точки для новых решений, является одним из наиболее современных в музыке ХХ в. Его техника мотива и темы, основывающаяся на свободном развитии этих элементов, также является неподражаемой. В конечном счете, дальнейшее развитие симфонического жанра на новом этапе истории музыки стало уникальным достижением Сибелиуса.
Список литературы
Александрова В.Н., Бронфин Е.Ф. Ян Сибелиус. Очерк жизни и творчества. М.: МУЗГИЗ, 2009.-172 с.
Коллектив авторов. Великие композиторы. Жизнь и творчество. Выпуск 44 - Сибелиус. М.: DeAgostini, 2007. -16 с.
Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная литература советского периода. М.: Музыка,2009. - 127с.
Раззаков В.Х. Художественная культура ХХ века. Волгоград: ВГУ, 1999. - 432 с.
Советские композиторы. Справочник. М.: МУЗГИЗ, 2010.- 696с.
Тавастшерна Э. Сибелиус. Часть первая. М.: Музыка, 1981.-280с.
Энтелис Л. Силуэты композиторов 20 века. М.: МУЗГИЗ , 2010.-215 с.