5. Музыкальная драматургия и образы главных героев
пуччини опера турандот
«Турандот» - опера во многом эпическая (несмотря на то, что автор назвал ее лирической драмой; это наименование в данном случае весьма условно и лишь частично соответствует жанровой природе сочинения). Она отмечена такими необычными для музыки Пуччини чертами, как монументальность, мощь звучания.
Рассмотрим музыкальную драматургию «Турандот», общий ход сценического и музыкального действия. В трехактной композиции оперы крайние акты выделяются своим более драматическим, суровым характером, в них сосредоточены наиболее мрачные и жестокие сцены. Во втором акте, напротив, много света. Он содержит самые торжественные и монументальные эпизоды. Говоря о первом действии, следует, прежде всего, сказать, что в нем «весомо, зримо» воплощены образы зла.
В начале первого акта глашатай (Мандарин) обращается к «народу Пекина»: принцесса Турандот станет женой того, кто отгадает три ее загадки; а того, кто не сможет сделать это, ждет плаха. Словам глашатая предшествует грозная унисонная тема:
При всей своей краткости, она не лишена своеобразия. Ее начальная интонация - заполненный ход на септиму вниз, звучащий довольно резко: остроту темы усиливает движение вводного тона на увеличенную кварту вниз. При большой интонационной напряженности эмоциональная окраска лейтмотива -- мрачная.
Его можно назвать фатальным. Он связывается в опере с той горестной судьбой, которая ожидает претендентов на руку Турандот. То же настроение господствует и во вступительном эпизоде с Мандарином. Его вокальная партия длительное время основана всего на трех звуках. Повторность интонации, нарочитое однообразие жестких диссонирующих гармоний создают впечатление зловещей монотонности. Из ударов гонга вырастают аккорды-содрогания -- в них трепет, охвативший жителей Пекина. Битональная, словно застывшая гармония автоматически перемещается с одной ступени на другую.
Уже в следующей сцене четко намечен основной контраст, который определяет драматургию первого действия: бесчеловечная жестокость и горе, страдания многих людей.
Эпический склад этой «китайской оперы» предопределил широкое применение в ней хора. Это единственная опера, в которой хор настолько обилен (в предыдущих операх, Пуччини сравнительно мало использовал хоры). На протяжении всего первого акта Пуччини чередует массовые хоровые сцены со сценами, раскрывающими внутренний мир героев оперы. Это дает возможность еще сильнее подчеркнуть контраст между чувствами героев и бурными, дикими страстями, которые владеют толпой.
Сюжет оперы требует исключительного богатства музыкальных красок, и Пуччини в этом отношении превзошел самого себя. Даже наиболее колоритные страницы старых его опер уступают по своей гармонической и оркестровой красочности музыке «Турандот». Уже при беглом ознакомлении с ее партитурой поражаешься изобретательности композитора, полету его фантазии.
«Турандот» -- одна из самых колористически богатых итальянских оперных партитур. Оркестровка этой оперы заслуживает специального исследования. Партитура «Турандот» в большой мере насыщена «медью». Эпизодически появляются два контральтовых саксофона (они входят в группу инструментов, играющих на сцене). В конце второго акта оркестр усилен органом. Имеются также арфы, челеста. Группа ударных велика. Помимо обычного инструментария (с ксилофоном, колокольчиками и «трубчатыми» колоколами), в нее входит басовый ксилофон и набор китайских гонгов (они издают звуки определенной высоты). Струнные поют очень насыщенно, страстно. Тромбоны и трубы обеспечивают достаточную плотность гармонической основы мелодий.
Три образа имеют наибольшее значение в этой опере: Турандот, Калаф и Лиу. Образ Турандот приобрел в опере большую, хотя и одноплановую, определенность. До своего перерождения она олицетворяет только зло в его «чистом» виде и ничем не может быть оправдана. В первом акте Турандот только появляется, но не поет. Однако художественное становление ее образа начинается именно здесь. В вокальной партии отсутствует мягкая лирическая кантилена, столь обычная для других героинь Пуччини. Преобладают декламационные обороты. Мука запечатлела надменную гордость принцессы, се властолюбие, бессердечность. А сильнее всего здесь выражена жестокая воля.
Музыкальный образ Калафа в значительной мере лиричен. Лиричны оба его ариозо (в первом и третьем актах). Однако отдельные вокальные фразы, оркестровые краски, наконец сама ситуация придают иногда этому образу героическую окраску. Образ Лиу замыкает ряд излюбленных композитором героинь, которым свойственно одно общее качество - трогательность. Она скрывает свою любовь к Калафу - принц не может стать мужем рабыни. Кроткая и в то же время стойкая, Лиу живет для других. Велика ее самоотверженность, и нет той жертвы, которую она не принесла бы ради любимого человека.
Вокальная партия Лиу сравнительно невелика «Зерно» ее образа заключено во фразе, обращенной к Калафу (начало первого действия). Рабыня вспоминает о том, как однажды во дворце Калаф улыбнулся ей. Музыка этой фразы определяет характер последующего развития образа Лиу. Здесь в нескольких тактах, выражены ее кротость, смиренность и вместе с тем обаятельность.
Широко развернуты дуэт Турандот и Калафа отображает душевное перерождение принцессы. Калаф открывает ей свое имя. Под звуки труб идут они на площадь. Наступает утро. Турандот, обращаясь к отцу и к народу, говорит: «Я знаю, как зовут чужестранца: его имя - любовь!».
«О солнце! Жизнь! Вечность!» -- поет хор. Тема Калафа, возникшая во втором действии, приобретает здесь более широкое обобщающее значение. Она утверждает линию героики, победу света над тьмой. Джакомо Пуччини [Текст] : [книга о жизни и творчестве композитора] / Л. В. Данилевич. - М. : Музыка, 1969. - 454 с. : ил., нот., 1 л. портр. : 60.00.