Введение
Хоровой концерт -- один из важнейших жанров профессионального музыкального искусства, занимающий особое место и в современной культуре.
Хоровые концерты -- это крупнейшие многочастные сочинения, написанные на духовные, светские и народные тексты, а также на стихи и прозу русских и зарубежных авторов. Определяющим параметром хоровой концертной музыки является хоровая фактура, выразительные свойства которой влияют не только на композиторские решения в области «инструментовки», но и определяют композиционный метод в целом. Именно благодаря концертной специфике хоровой фактуры, хоровой концерт выступает на правах самостоятельного концертного жанра, с присущей ему вокальной особенностью, обусловливающей комплексное изучение хоровой концертной фактуры как с теоретической, исторической позиции, так и с позиции исполнительской практики.
Принцип хоровой концертности и специфика хоровой концертной фактуры и формы -- сущность вокально-хорового концертного стиля.
Концертные принципы хорового концерта:
· принцип состязания;
· принцип диалогичности;
· принцип игры.
Специфика хорового концерта в наличие хоровой вокальной техники, связанной с взаимодействием слова и музыки. Для хорового концерта характерна текстовая обусловленность музыкальной логики, частота фактурных смен, контрастное сопоставление частей, концертные способы циклообразования и организации музыкального материала.
Концертное качество музыки обеспечивается полихорностью (явной и скрытой). Она связана с пространственными эффектами звучания, поскольку разделяет фактуру на «планы», «пласты».
Назначение хорового концерта -- воплощение музыкального содержания в ярких образах, требующих особой манеры исполнительства. Поэтому особым качеством является хоровая виртуозность.
Изучение хорового концерта во всём многообразии его компонентов и в связях со структурными типами, сложившимися в течение веков, позволяет глубже познать феномен жанра и историю музыкального искусства в целом.
Цель и задачи исследования
Целью настоящей исследовательской работы является выявление жанровой специфики хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX - XX столетий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) дать характеристику хорового концерта в русской духовной музыке на различных этапах исторического развития;
2) рассмотреть стилевые и композиционные особенности духовного хорового концерта и образца хорового концертного жанра;
3) выявить преемственные жанрово-стилевые связи хорового концерта Красностовского, а также специфику концертного хорового стиля в русском хоровом концерте.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является духовный хоровой концерт рубежа XIX - XX столетий на примере хорового концерта a cappella А.И. Красностовского «Господи, Господь наш».
Предмет исследования -- стиль, жанр, особенности фактуры и формы данного хорового концерта.
Методы исследования
Данная работа основана на комплексном подходе к анализу формы и средств музыкальной выразительности жанра духовного хорового концерта
В качестве основных методов исследования применялись исторический (эволюционные процессы), анализ-синтез (музыкальный материал), а также музыковедческий.