II. Хоровой концерт А.И. Красностовского «Господи, Господь наш»: общая характеристика
Красностовский Алексей Иванович родился 15 марта 1880 г. в Петербурге в семье отставного солдата. Проходил обучение в Регентских классах Придворной певческой капеллы. Окончил СПб. консерваторию по классу композиции и оркестровки у Н.А. Римского-Корсакова. С 1900 г. регентовал в различных храмах Петербурга. Служил церковным регентом и учителем пения в приюте Синего Креста, а затем в женской Покровской общине. Некоторое время регентовал в Орле. В 1908 г. занял место регента в кафедральном соборе города Выборга. После 1917 г. оказался в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. В 1938 г. эвакуировался вглубь Финляндии, в связи с угрозой захвата Выборга советскими войсками, и прожил в деревне Мигол, близ Таммерфорса до 1950 г. Позже жил в Хельсинки и писал труды по композиции.
Автор духовных и светских музыкальных произведений, пьес для фортепиано, романсов. Скончался 7 февраля 1967 г. в Хельсинки.
Концерт Красностовского написан на текст восьмого псалма из «Псалтири». Панегирического характера, близок «хвалебным» концертам, славящим Господа. Но не менее важным является прославление человека как высшего творения Создателя:
Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли,
Яко взятся великолепие Твое превыше небес.
Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу,
Враг Твоих ради, еже разрушити врата и местника.
Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси.
Что есть человек, яко помниши его; или сын человеч, яко посещаеши его;
Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его:
И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его:
Овцы и волы вся, еще же и скоты польския.
Птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския.
Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.
Композитор свободно использует старославянский текст псалма: исключает вторую строфу, выделяет отдельные фразы, словосочетания, неоднократно повторяя их.
Начальная строфа определяет общий характер хорового концерта: возвышенный, хвалебный гимн.
В концерте 4 части с традиционной трактовкой: крайние разделы написаны в оживлённом темпе, середина -- медленно-умеренная. Не случаен и выбор тональности -- C-dur -- светлая, безоблачная. Здесь композитор следует традиции барочных мастеров, связывая эту тональность с аффектом, как у Бортнянского -- радости, ликования. Тональный план концерта весьма консервативен. В нём представлены тональности диатонического родства.
Форму можно трактовать как слитно-циклическую. Крайние части выгодно обрамляют произведение.
Форма концерта строится как непрерывный многочастный цикл, развёртывающий галерею гимнических образов; то контрастирующих между собой, то сходных. Характерной чертой этой цикличности является непрестанное обновление тематического материала. В конце произведения повторяются все начальные слова. При этом повторяется и музыка, но варьированно.
- 3. Партесный концерт и в.П. Титов
- 2.2.2.14. Музыка
- Тема 3. Русский классический хоровой концерт xviiIв.
- Тема IV: Основные стили и жанры вокально-хорового искусства. Жанры хоровой музыки
- 8. Хоровые жанры (духовные и светские) русской музыки
- 9. Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки
- Тема 15. Многообразие жанров в русской хоровой музыке a cappella конца XIX – начала XX в.