logo
Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в.

II. Хоровой концерт А.И. Красностовского «Господи, Господь наш»: общая характеристика

Красностовский Алексей Иванович родился 15 марта 1880 г. в Петербурге в семье отставного солдата. Проходил обучение в Регентских классах Придворной певческой капеллы. Окончил СПб. консерваторию по классу композиции и оркестровки у Н.А. Римского-Корсакова. С 1900 г. регентовал в различных храмах Петербурга. Служил церковным регентом и учителем пения в приюте Синего Креста, а затем в женской Покровской общине. Некоторое время регентовал в Орле. В 1908 г. занял место регента в кафедральном соборе города Выборга. После 1917 г. оказался в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. В 1938 г. эвакуировался вглубь Финляндии, в связи с угрозой захвата Выборга советскими войсками, и прожил в деревне Мигол, близ Таммерфорса до 1950 г. Позже жил в Хельсинки и писал труды по композиции.

Автор духовных и светских музыкальных произведений, пьес для фортепиано, романсов. Скончался 7 февраля 1967 г. в Хельсинки.

Концерт Красностовского написан на текст восьмого псалма из «Псалтири». Панегирического характера, близок «хвалебным» концертам, славящим Господа. Но не менее важным является прославление человека как высшего творения Создателя:

Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли,

Яко взятся великолепие Твое превыше небес.

Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу,

Враг Твоих ради, еже разрушити врата и местника.

Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси.

Что есть человек, яко помниши его; или сын человеч, яко посещаеши его;

Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его:

И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его:

Овцы и волы вся, еще же и скоты польския.

Птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския.

Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

Композитор свободно использует старославянский текст псалма: исключает вторую строфу, выделяет отдельные фразы, словосочетания, неоднократно повторяя их.

Начальная строфа определяет общий характер хорового концерта: возвышенный, хвалебный гимн.

В концерте 4 части с традиционной трактовкой: крайние разделы написаны в оживлённом темпе, середина -- медленно-умеренная. Не случаен и выбор тональности -- C-dur -- светлая, безоблачная. Здесь композитор следует традиции барочных мастеров, связывая эту тональность с аффектом, как у Бортнянского -- радости, ликования. Тональный план концерта весьма консервативен. В нём представлены тональности диатонического родства.

Форму можно трактовать как слитно-циклическую. Крайние части выгодно обрамляют произведение.

Форма концерта строится как непрерывный многочастный цикл, развёртывающий галерею гимнических образов; то контрастирующих между собой, то сходных. Характерной чертой этой цикличности является непрестанное обновление тематического материала. В конце произведения повторяются все начальные слова. При этом повторяется и музыка, но варьированно.