logo
Иоганн Себастьян Бах

Биография

Кристоф Виллибальд Глюк родился в семье лесничего, был с детства увлечён музыкой, и поскольку его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, Глюк, окончив иезуитскую коллегию в Коммотау, ещё подростком ушёл из дома. После долгих странствий он в 1731 году оказался в Праге и поступил на философский факультет Пражского университета; одновременно брал уроки у знаменитого в те годы чешского композитора Богуслава Черногорского, пел в хоре церкви Св. Иакова, играл на скрипке и виолончели в бродячих ансамблях[1].

Получив образование, Глюк в 1735 году отправился в Вену и был принят в капеллу графа Лобковица, а чуть позже получил приглашение от итальянского мецената А. Мельци стать камер-музыкантом придворной капеллы в Милане. В Италии, на родине оперы, Глюк получил возможность познакомиться с творчеством крупнейших мастеров этого жанра; при этом композицию он изучал под руководством Джованни Саммартини, композитора не столько оперного, сколько симфонического.

В декабре 1741 года в Милане состоялась премьера первой оперы Глюка — оперы-seria «Артаксеркс» на либретто Пьетро Метастазио. Успех «Артаксеркса» повлёк за собой заказы из разных городов Италии, и в следующие четыре года были созданы не менее успешные оперы-seria «Деметрий», «Пор», «Демофонт», «Гипермнестра» и другие[1].

В 1745 году Глюк гастролировал в Лондоне, а следующие пять лет, с итальянский оперной труппой братьев Минготти, в других европейских столицах, включая Вену. В 1751 году Глюк покинул Минготти ради поста капельмейстера в труппе Джованни Локателли в Праге, а в декабре 1752 года поселился в Вене. Став капельмейстером оркестра князя Йозефа Саксен-Хильдбургхаузенского, Глюк руководил его еженедельными концертами — «академиями», в которых исполнял как чужие сочинения, так и собственные. По отзывам современников, Глюк был чрезвычайно разносторонним музыкантом: играл на многих инструментах, пел, был выдающимся оперным дирижёром и хорошо знал особенности балетного искусства.

В 1754 году, по предложению управляющего венскими театрами графа Дж. Дураццо, он был назначен дирижёром и композитором придворной оперы. О признании, завоёванном композитором уже в эти годы, свидетельствует присвоение ему звания «кавалера» и награждение папским орденом «Золотой шпоры» (1756)[2].

В Вене, постпенно разочаровываясь в традиционной итальянской опере-сериа — «опере-арии», в которой красота мелодии и пения приобретали самодовлеющий характер, а композиторы нередко становились заложниками прихотей примадонн, — Глюк обратился к французской комической опере («Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Исправившийся пьяница», «Одураченный кади» и др.) и даже к балету: созданный в содружестве с хореографом Г. Анджолини балет-пантомима «Дон-Жуан» (по пьесе Ж.-Б. Мольера), настоящая хореографическая драма, стал перавым воплощением стремления Глюка превратить оперную сцену в драматическую[3].