Портрет Юлиев-Клавдиев
При преемниках императора Августа — правителей из династии Юлиев-Клавдиев, классицистическое направление в портрете продолжает сохраняться. Традиционным становится изображение обожествленного императора. Также популярны портретные статуи в виде стоящих героизированных фигур (Германик, Лувр). Но все же тибериевский классицизм оказывается холоднее и скучнее, чем августовский. Из передового художественного направления, которое отражало идеалы времени, оно превращается в академическое и отвлеченное. Черты лица зачастую идеализированы
С 40-х гг. постепенно возрождается интерес к передаче индивидуальных особенностей человека, в менее заметной степени в портретах эпохи Калигулы и более очевидно в клавдиевских. Известный пример — статуя Клавдия в ротонде Ватиканского музея, где он изображен в образе Юпитера в венке. Очевиден диссонанс между идеализированным классическим телом и портретной головой пожилого мужчины. Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины и т. п.) впервые появляются в портретах императоров. В эпоху Нерона продолжается развитие реалистического направления, и даже из официального портрета исчезает идеализация. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. Портрет эпохи Клавдия и Нерона считается переходным от августовского классицизма к искусству Флавиев.
- Религиозная функция римского портрета
- Политическая функция римского портрета
- Психологический аспект появления римского портрета
- Общие тенденции
- Этрусский портрет
- Портрет эпохи Республики
- Портрет эпохи Империи Портрет эпохи Августа
- Портрет Юлиев-Клавдиев
- Портрет Флавиев
- Портрет эпохи Траяна
- Портрет эпохи Адриана
- Портрет Антонинов
- Портрет Северов
- Портрет эпохи солдатских императоров
- Портрет IV века