1972 - Кон.1970-х - «тихий период»:
Творчество, сочинения;
В 1972 году умерла мать композитора и он очень тяжело переживал потерю близкого и дорогого ему человека. В память о ней он приступил к созданию Реквиема, который затем зазвучал в спектакле Театра им. Моссовета «Дон Карлос» по Шиллеру. В нем сошлись религиозность, «тишина» и «новая простота». После Первой симфонии Шнитке влечет к тихому и камерному. Он погрузился в духовно-религиозную литературу и искал в ней ответы на главные вопросы жизни. Интерес к Библии возник еще в 1965 году после прочтения романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» и эти годы стали своеобразным временем «богоискательства». В его музыке зазвучала древняя русская песенная интонация. Мелодии знаменных распевов использовались в инструментальных сочинениях - «Гимнах» для инструментальных ансамблей (1974-79). Вслед за ними был Второй струнный квартет (1980), весь музыкальный материал которого составлен из цитат, взятых из книги Н.Успенского «Образцы древнерусского певческого искусства». В изначальном хоровом исполнении зазвучали древнерусские мотивы у Шнитке в хоровом а capell-ном цикле «Стихи покаянные» в 1987 году к 1000-летию крещения Руси.
В 1977 году он впервые обратился к жанру Concerto grosso («большой концерт», всего у Шнитке их 6), который занял в его творчестве такое же важное место, как и симфония. Основной темой Concerto grosso №1 является тема-монограмма BACH (Бах), возникающая в наиболее значительных эпизодах произведения. В музыке концерта композитор постоянно сталкивает парадоксальные звучания. Его стилевую манеру иногда называют «пир полистилистики».