Введение
По мнению исследователей Сибири, обращавших внимание на музыкальную культуру, ее фольклорно-этнографический облик – чрезвычайно сложное, многоплановое и многослойное явление [2]. На специфику фольклорного пласта большое влияние оказали историко-этнографические особенности формирования русского старожильческого населения Сибири (XVI – первая треть XVIII вв.), его социальная и религиозная неоднородность, а также позднепоселенческое движение (вторая половина XIX - начало XX вв.), отличающееся множеством областных традиций. В результате – современная фольклорно-этнографическая карта «приобрела совершенно многозначный вид» [2,с.3].
С.И. Гуляев в середине XIX в. Говорил о музыкально-поэтической одаренности сибиряков, отмечая, что обычаи и обряды в Сибири сохранились лучше, чем в европейской части России, а фольклор Сибири, включая эпические песни, едва ли не богаче, чем во всех прочих местах. Эту точку зрения частично разделяла и М. Швецова [3]. Вместе с тем, известный исследователь Сибири Н.М. Ядринцев в 1855 г. Писал «Русская народная песня, переваливая через Урал, разбилась и составила самый хаотичный конгломерат в устах народа – так же разбилась здесь вся старая Русь с её преданиями (цит. по кн. [4, с 55-56]).
Древнейшие свидетельства музыкально культуры Сибири содержатся в археологических памятниках (образцы инструментов, петроглифы). Большой массив материала составляют артефакты музыкальной деятельности аборигенных народов региона. Самобытна музыкальная культура саха-якутов, относительно недавно (по этнологическим меркам) переселившимся с юга региона в тундровую зону. Большим своеобразием отличается музыкальная культура горных народов юга Сибири (алтайцы-ойроты, хакасы, шорцы, тувинцы, тофалары и др.), где сохранились развитые формы горлового пения, присутствует богатый, разнообразный инструментарий. Глубокие связи с музыкой родственных монгольских народов Центральной Азии сохраняют буряты. Значительные экстерриториальные связи содержит музыкальный фольклор сибирских татар. Ценные памятники фольклора бытуют в Сибири у народов экстерриториального происхождения – русских, украинцев, белорусов, поляков, евреев, чувашей и др. В частности, в русском фольклоре общенациональное значение имеют образцы пения различных этнографических групп казаков, семейских, кержаков, чалдонов и иных.