logo
1

Заключение

В. С. Орлов - выдающийся представитель русской музыкальной культуры конца XIX века - начала XX века. Всю свою жизнь и творческую деятельность он посвятил искусству хорового пения. Профессиональный путь музыканта-хоровика Орлов начал с раннего детства и преданность хоровой профессии сохранил до конца дней. В процессе становления талантливого хорового дирижера ведущую роль сыграли крупнейшие деятели русской музыкальной культуры П. И. Чайковский, Н. Г. Рубенштейн, С. И. Танеев. Их педагогическое воздействие и пример бескорыстного служения искусству определили многогранный и результативный характер творчества Орлова. В каждой из областей своей большой и разносторонней работы он оставил значительный вклад.

В. С. Орлов - выдающийся русский хоровой дирижер. Восприняв современный опыт оперно-оркестрового дирижирования, соединив его с приемами регентования и хайрономии, Орлов пришел к новому способу хороуправления и в совершенстве овладел искусством хорового дирижирования. В хормейстерской деятельности Орлова были возрождены и получили дальнейшее развитие народно-певческие традиции русского хорового исполнительства, открывшие богатство художественных возможностей хора как вокального инструмента. Реализация неординарно широкого арсенала тембровых, динамических, интонационных, артикуляционных средств художественной выразительности хора а капелла в исполнительской практике стала возможной благодаря дирижерскому таланту В. С. Орлова.

В хормейстерской практике В. С. Орлова была создана сложная форма вокальной организации хорового коллектива, которая ведет начало от традиций похорного строения и антифонного пения, с глубоких времен характерно отличавших русские певческие коллективы. В основу регистро-тембровой системы, как составной части сложной формы организации хора, легло традиционно русское понимание хора как суммы многообразных тембров, достижение которых было возможным благодаря применению различных комбинаций и выборочного использования певческих групп хора. Сложная форма организации способствовала В. С. Орлову в стремлении ярко высветить особенности музыкального языка, стиля, направления, эпохи, к которым принадлежит исполняемое произведение, а также помогала добиться высокого качества хорового строя и ансамбля, ставших отличительными чертами исполнительского мастерства Синодального хора. Сложная форма организации позволяла с наибольшей полнотой выявить возможности хора как вокального инструмента, добиться качественно новой хоровой звучности. Введение регистро-тембровой системы обусловило также возможность применения приемов переменной плотности хоровой ткани, создания нового типа хоровой аранжировки - хоровой тембризации.

В хормейстерской практике Орлова по новому представлена методика учебно-репетиционного процесса работы с хором, осуществлен новаторский подход к работе дирижера над хоровой партитурой. Репетиционные занятия складывались из трех взаимосвязанных этапов, представлявших собой последовательный процесс выработки точечной интонации, подготовки к переходу в нефиксированный строй и пение а капелла в не темперированном строе. В процессе репетиционных занятий Орловым широко использовались: хоровое сольфеджирование, как ознакомительный этап работы над произведением; хоровая декламация, как средство выявления связи музыки и текста, пробуждения эмоциональной отзывчивости исполнителей; метод накопления альтернативных средств музыкальной выразительности, определявший возможность импровизационного создания художественного образа непосредственно в процессе концертного исполнения; метод моделирования концертного выступления, как способ психологической подготовки участников хора и как форма музыкального просветительства.

Опыт репетиционной работы Орлова использовался в практике ряда русских, советских хормейстеров. Так, метод хорового сольфеджирования широко применялся в Народной хоровой академии, использовался М. Г. Климовым в Ленинградской капелле. Метод хоровой декламации практиковался Н. М. Ковиным в учебной деятельности хоровых курсов и А. Д. Кастальским при подготовке хоровых инструкторов. Наиболее полное отражение опыт Орлова нашел в практике Н. М. Данилина (хоровое сольфеджирование, хоровая декламация, три этапа репетиционного процесса) и получил теоретическое обоснование в известной работе П. Г. Чеснокова.

Дальнейшему обогащению жанра хоровой музыки и советского музыкального искусства в целом может способствовать культивирование и развитие принципов Нового направления русской хоровой музыки конца XIX - начала XX века, у истоков которого стоял В. С. Орлов. Использование хоровой тембризации и сложной формы вокальной организации хора, выработанных в хормейстерской практике Орлова, обещает значительное расширение исполнительских возможностей современных певческих коллективов.