logo
"Концерт для фагота и одиннадцати струнных" французского композитора Жана Франсе

2.2.3 Третья часть

Третья часть Концерта - наиболее драматичный с эмоциональной точки зрения раздел всего цикла. Он открывается двутактным хоралом у струнных, напоминающим вступительный хорал из первой части.

В третьем такте вступает фагот. Его тема - это речитатив. Фактически вся третья часть построена на развитии мотива, который возникает в третьем такте. Это речитатив, который постепенно превращается в балладу.

Первую часть Концерта завершает варьированная реприза побочной партии. Этот фрагмент чрезвычайно контрастен на фоне остального музыкального материала сонатного аллегро. Как уже было сказано выше, это экспрессивный речитатив. В качестве возможного варианта интерпретации мы предлагаем третью часть Концерта трактовать как развитие именно того завершающего раздела первой части. Интонационно варьированная реприза побочной партии подобна вопросу, ответ на который мы получаем лишь только в третьей части.

Как правило, все исполнители этого Концерта следуют в третьей части темпу, указанному автором: Grave - четверть равна 42. Основных исполнительских задач здесь можно выделить несколько.

Во-первых, следует помнить, что медленная третья часть здесь исполняется после двух достаточно продолжительных частей. Партия фагота здесь содержит много пассажей в верхнем регистре. Эта часть самая трудная с точки зрения выдержки губного аппарата фаготиста. Особенный риск срыва ноты возникает уже в самом конце части.

После длительной кантилены часть завершается восходящими восьмыми к ноте "до" первой октавы. Эта последняя нота под ферматой должна быть исполнена без малейшей помарки, в тот самый момент, когда губы солиста уже могут быть достаточно сильно утомлены.

Здесь фаготисту особое внимание следует обратить именно на работу на выдержкой губного аппарата, а также в процессе работа над Концертом порекомендовать ему исполнение гамм и арпеджио штрихом legato в медленном темпе с контролем за плавностью и чистотой штриха, и чистотой интонации. В отношении же данного эпизода, следует обратить внимание на то, что дыхание, которое можно взять в момент авторской цезуры должно быть коротким и, что самое главное, не слышным зрителю

Во-вторых, как и предыдущие две части, третья часть обладает чрезвычайно прозрачной фактурой. Более того, полифоническая структура здесь гораздо более развита, чем в предыдущих частях цикла: постоянно идут переклички между солистом и струнными, развитие темы осуществляется как ансамблем, так и солирующим фаготов. Здесь основной задачей фаготиста - постоянно быть в контакте с ансамблем и постоянно слушать, что в нем происходит.

Цифра 33 - одно из самых красивых мест третьей части. Тема вначале начинает звучать у скрипок, а через четверть у солиста, а далее обе темы начинают двигаться в противосложении.

Третье. Эта медленная часть очень экспрессивна и по своей концептуальной нагрузке, может быть, даже превосходит все остальные. Задача солиста осознавать логику фразировки, ни в коем случае не допуская чрезмерной вычурности музыкальных фраз. Развитие речитатива должно осуществляться постепенно. Здесь очень важно соблюдать авторские динамические нюансы.

Такты: 3-8. Тридцатая цифра

Каждую новую "ступень" развития темы Франсе начинает как бы заново с нюанса pianissimo. Наиболее же громкая динамика - mezzo forte, после которой вновь возвращается pianissimo. Ни в коем случае солист не должен в третьей части форсировать звук. Развитие осуществляется за счет того, что, как правило, называется "внутренним напряжением".

Четвертая задача, которая актуальна для любого музыкального произведения, но особенно важна в кантилене - чистота интонации. В третьей части упомянуть про интонацию следует еще и потому, что сохранить ее тем труднее, чем более утомлены губы фаготиста