logo
"Концерт для фагота и одиннадцати струнных" французского композитора Жана Франсе

Введение. Обоснование актуальности выбранной темы

Музыкальный деревянный духовой инструмент фагот существует уже порядка пятисот лет. Изначально созданный как оркестровый и ансамблевый инструмент для функции исключительно басового голоса, фагот достаточно быстро приобрел популярность инструмента сольного. Композиторы разных эпох в истории музыкального искусства Нового времени постоянно обращались к его звучанию, создавая для этого инструмента оригинальные сочинения. XX век не стал исключением, скорее наоборот, грандиозный расцвет музыкального искусства в начале прошлого столетия вызвал к жизни ситуацию, когда академическое музыкальное искусство, до той поры доступное лишь элите общества, существенно расширило свою аудиторию.

Было создано огромное число новых стилей и направлений, новых композиторских школ, были изобретены принципиально новые музыкальные инструменты. Кроме того, музыкальная культура, наработанная за предыдущие четыреста лет, также не была отброшена как устаревшая. Уже сложившаяся традиция стала постоянно переосмысляться и синтезироваться с новыми течениями музыкального искусства. На практике это выразилось, например, в том, что композиторы стали сочинять невиданное до той поры количество оригинальных сольных произведений для инструментов, традиционно сольными не считавшимися.

Разумеется, это тенденция не обошла стороной и фагот. Конечно, мы не можем утверждать, что до начала XX века фагот был исключительно оркестровым и ансамблевым инструментом, тем не менее, в качестве полноправного солирующего инструмента он был по-настоящему востребован именно в двадцатом веке.

Предметом моего исследования является "Концерт для фагота и одиннадцати струнных" французского композитора Жана Франсе. Это сочинение пользуется у отечественных и зарубежных исполнителей на фаготе большой популярностью. "Концерт" часто входит в обязательные программы наиболее престижных международных исполнительских конкурсов. Записи "Концерта" регулярно осуществляют ведущие фаготисты.

Нас интересует это сочинение в силу нескольких причин. Первая, как уже было замечено выше, состоит в его популярности и частоте исполнения у современных музыкантов-фаготистов. Вторая причина - на примере "Концерта для фагота и одиннадцати струнных" мы можем провести анализ ряда тенденций, имевших место быть в камерной музыке XX века.

Мы с полным правом можем называть Жана Франсе (1912-1997) нашим "старшим современником". Эпоха музыкального искусства, в рамках которой он творил все еще продолжается, что создает некоторые трудности в анализе художественных и исполнительских задач. К примеру, анализируя музыкальные произведения, созданные в эпоху Барокко и Классицизма, мы оперируем понятийным и категориальным аппаратом, наработанным уже в последующие годы, что дает возможность как можно более адекватного анализа. Разумеется, с музыкой современных композиторов дело обстоит значительно труднее.