2.2.2 Вторая часть
Как уже было сказано выше, в отличие от традиционных концертного и сонатного циклов вторая часть Концерта для фагота и одиннадцати струнных является не Adagio в свободной форме, а скерцо. В силу этого яркого контраста между материалом первой и второй частей тут нет. Кроме того, во второй части полностью отсутствуют драматические эпизоды, которые в первой части сильно контрастировали с общим настроением беззаботности и легкости музыки.
Первая тема второй части еще более близка теме "танцующего слоненка" из уже упоминавшейся сюиты Алека Вильдера. Причиной тому: сходные тесситуры солирующих инструментов, размер 6/8, похожие ритмико-интонационные фигуры и танцевальный характер музыки.
Темп второй части относительно сдержанный. Как и в первой части ключевой элемент создания образа - синкопированная тема.
В третьем такте 19 - цифры. Мы видим восходящие пассажи шестнадцатыми, объединенных лигой. Legato здесь относится к характеру исполнения, а не к штриху. Пассаж следует исполнять очень мягким и легким detashe с crescendo к четвертной ноте. Точно таким же штрихом исполняются и нисходящие пассажи через два такта.
Такты: 9-12. Двадцать вторая цифра
Триольная фигура и пассажи шестнадцатыми являются двумя основными элементами первой темы. На их основе и происходит ее развитие. Новый тематический элемент возникает в 22-й цифре.
Появившись лишь на 4 такта, впоследствии он возникает все чаще и чаще, как бы "вплетаясь" в развитие первой темы. С технической точки зрения здесь нет ничего сложного. Главной задачей исполнителя здесь является лишь сохранение танцевального характера. Достигается это в первую очередь за счет правильных акцентов. Так же как и в первой части акцентированной здесь должна быть первая нота под лигой. В данном случае, это следует делать вне зависимости от акустических особенностей помещения, где происходит исполнение Концерта.
Средний раздел лирический, его тема носит вокальный характер. Как и в случае с первой частью, здесь меняется темп, и разные исполнители по-разному относятся к этому авторскому указанию.
Франсе указывает метроном: четверть с точкой равна 42. Такая смена темпа усиливает контраст между разделами.
Танцевальный первый раздел и вокальный второй. Тем не менее, далеко не все фаготисты следуют указанному метроному, сохраняя изначальный темп практически неизменным. Автор полагает, что здесь действительно допустимы различные варианты трактовки авторского темпа, однако отмечает особую важность следования авторским указаниям в период первоначальной работы над произведением. Впоследствии уже вполне допустимы отступления. В частности, исполнение meno mosso в темпе более подвижном, чем это указывается уместно в силу характера музыки: он легок и содержит в себе некоторое количество элементов эстрадной музыки. Исполнители зачастую выбирают более подвижный темп с целью сохранения этой легкости, излишне медленный темп здесь способен "утяжелить" звучание и, как следствие, музыкальный образ.
С точки зрения именно музыкального образа этот раздел значительно проще, чем побочная партия первой части. Здесь нет такой изысканной мелодики и нет такой богатой гармонии. Как и полагается второй части в концертном жанре, ее задача - некоторое эмоциональное расслабление после напряженного сонатного аллегро. Учитывая то, что партия фагота здесь изложена в удобной для исполнителя тесситуре, основные задачи его здесь - контроль за чистотой интонации и фразировкой. В отличие от первой части фразировка здесь не должна быть слишком вычурной. Не следует делать слишком сильных crescendo и diminuendo, ведение звука к кульминации и от нее должно быть "естественным", подобно тому как это происходит в легкой эстрадной музыке.
Время от времени в партии фагота возникают "отголоски" из первого раздела второй части.
Такты: 8-11. Двадцать шестая цифра
В отличие от первого раздела пассажи эти должны исполняться строго legato.
И здесь мы находим еще одно сходство с побочной партией первой части Концерта. Лирическая тема некоторое время развивается, после чего ей на смену в партии фагота возникают пассажи триолями. Здесь основная задача исполнителя: работа над совершенствованием штриха Legato.
Завершает раздел эпизодом каденционного характера, после чего следует точная реприза первого раздела.
Всю вторую часть можно по большому счету охарактеризовать как интермедию. Этот раздел нужен для того, чтобы, создав достаточно светлый и беззаботный художественный образ, дать зрителю возможность "отдохнуть" от эмоционального напряжения первой части. И этот художественный образ сильно контрастирует с тем, что являет собой третья часть.
Следует также отметить и то, что лирический раздел второй части интонационно близок теме из второй части "Концерта для кларнета с оркестром" В.А. Моцарта. Особенно это заметно в партиях сопровождающих ансамбля и оркестра соответственно.
Конечно, здесь нет прямого заимствования. Даже визуально заметно, что фактура этих двух фрагментов разная. Однако и в том и в другом случае присутствует синкопированный ритм в оркестровых аккордах, те же нисходящие переклички и пасторальный характер.
В.А. Моцарт. Концерт для Кларнета с оркестром A-dur 2-я часть.
- Введение. Обоснование актуальности выбранной темы
- 1. Творчество Жана Франсе
- 2. Художественный и исполнительский анализ "Концерта для фагота и одиннадцати струнных"
- 2.1 Краткий анализ музыкальной формы "Концерта"
- 2.2 Основные художественные и методические задачи "Концерта". Методика работы над "Концертом"
- 2.2.1 Первая часть
- 2.2.2 Вторая часть
- 2.2.3 Третья часть
- 2.2.4 Четвертая часть. Финал
- Заключение