logo
Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в.

III. Анализ произведения

Открывается концерт торжественной ликующей темой гимнического характера. В светлой тональности C-dur, tutti всего хора на f, она сразу же взлетает вверх, достигая вершины -- g 2 (восходящий квинтовый скачок у сопрано). Вторая фраза «яко чудно имя Твое по всей земли» представляет собой так называемое «ломаное» нисходящее движение в мелодической линии верхнего голоса.

Фактура гармоническая с полной ритмической тождественностью голосов.

Статичность, потактовая «застылость» гармонии на словах «Господи, Господь наш» (T-D) олицетворяет величие и непоколебимость образа Всевышнего. Завершается первое предложение унисонным звучанием (октавный унисон) на V ступени -- на доминанте. Во втором предложении происходит развитие, «раскручивание» музыкального материала: восходящее секвенцирование (модулирующая секвенция по тональностям I степени родства), ритмическое развитие, приводящее к некоторой самостоятельности отдельно взятых голосов. Но всё объединяется в каденции классического образца (II7 - K64 - D7 - T).

Начальный период по структуре состоит из двух предложений не повторного строения, неквадратный (5т + 6т), с серединной каденцией на D, заключительной на T (вопросо-ответная структура).

нового текста меняется и музыкальный материал. В первую очередь происходит смена тональности -- уход в доминантовую сторону-- G-dur. Новый тематический материал не контрастирует, а дополняет предыдущий. Это сфера гимнических образов. Композитор использует те же приёмы: гармонический склад, классические гармонии, неторопливо сменяющие друг друга, статичная мелодия, представляющая непрестанное кульминирование на одной и той же высоте. Ритм представляет собой имитацию колокольного звона:

В структурном отношении перед нами вновь период из двух предложений (5т + 5т).

Дальнейшее развитие музыкального материала построено на варьировании начальных двух тем: двойные вариации. Вариация на первую тему звучит на выдержанном тоническом басу, удвоенном в октаву баритонами. По тематизму она развивает материал первого предложения начального периода, сохраняя тональность доминанты -- G-dur. Вариантность тематического материала наталкивает на мысль об использовании элементов подголосочной полифонии: «втора» в сексту, плавно переходящее проведение темы из одного голоса в другой, противоположное движение голосов, - на основе гармонической фактуры.

Вариация на вторую тему -- ансамблевый эпизод, резко контрастирующий после tutti. Контраст не только «количественный», но и «качественный». Впервые появляется минорная краска: тональность e-moll, параллельная G-dur. Композитор использует тембровый контраст, противопоставляя мужской хор женскому. К концу ансамблевого эпизода возвращается тональность G-dur.

Во второй вариации происходит сближение двух тем, которые сливаются в единый период. Минорный лад проникает в помпезное звучание начальной темы. Музыка становится более проникновенной при tutti хорового звучания.

Во втором предложении возвращается главная тональность. Замыкает I-ю часть дополнение на выдержанной тонике в крайних голосах. Приём «внутрихоровой» подголосочной полифонии.

II часть концерта -- «лирический эпизод». Музыка передаёт состояние восторженности и благоговения. Медленный темп, минорный лад (тональность e-moll), прозрачность хоровой фактуры достигнута исключением басовой партии. Мягко звучит задержание. Во второй фразе краткая сольная реплика у тенора (восходящая интонация сексты), подхваченная остальными голосами. Появление ансамблевого эпизода, резко контрастирующего после tutti, постепенно перерастает в tutti. Происходит своеобразная «игра с контрастами». Музыка концерта оказывается способной нарисовать картину не только резкой смены образного состояния, но и постепенного преображения выразительных черт музыкального материала.

Форма II части -- строфическая. Один и тот же текст имеет различное музыкальное оформление.

Для медленной части характерно переплетение двух фактур: гармонической и полифонической. Композитор прибегает к красочной стороне гармонического языка: использует аккорды альтерированной субдоминанты, приём дезальтерации, частые отклонения, зачастую представленные побочными аккордами:

В трёхтактовом дополнении тональность e-moll сменяется одноименным мажором -- доминанты к тональности следующего раздела.

III часть резко контрастирует двум предыдущим. В первую очередь довольно продолжительным одноголосным звучанием, деятельным началом, речитативным характером тематизма. Риторически звучит вопрос: «Что есть человек, яко помниши его?» Происходит своеобразный диалог между партиями баса и тенора. В перекличке голосов слышны интонации оперных арий. Используется приём полифонической имитации. Интересна ладовая сторона данного эпизода: сочетание натурального a-moll с натуральным и фригийским e-moll.

Tutti хора громогласно вопиет: «Что есть человек?…». Философски зародившийся вопрос в отдельных умах о сущности бытия, охватывает всех без исключения. Драматичность звучания достигается аккордовой фактурой, тяжёлыми крупными длительностями, синкопированным акцентом, динамикой f , гармонией уменьшённого септаккорда. Впервые появляется детально прописанная нюансировка. Во втором предложении короткие фразы, отграниченные цезурами, придают взволнованность звучанию. Нисходящий хроматический ход (passus duriusculus) в басу -- известная риторическая фигура, с точностью передающая смысл текста:

Завершается период просветлением -- модуляцией в тональность гармонической доминанты -- E-dur.

Вторая строфа (III часть написана в строфической форме) прорастает из унисонного звучания. В тематическое развитие вплетаются восходящие секвенции («возвышение»): первая с шагом в б.2 (d-moll -- E-dur), шаг второй секвенции -- терция (a-moll -- C-dur). Прославление человека, малым чем отличного от ангела: «Славою и честию» звучит троекратно, после чего резюмируется в четырёхтактовый вывод: «Славою и честию венчал еси его». За счёт секвентной повторности происходит разрастание масштабов второго предложения (4т + 11т).

Сквозное развитие тематического материала объединяет третью и четвёртую строфы в единую структуру. Это продиктовано словесным содержанием, стремящимся охватить всё пространство: «Вся покорил еси под нозе его».

С гармонической стороны использованы колористические приёмы сопоставления разноладовых трезвучий: доминанты C-dur и II6 >F-dur. Второй аккорд подчёркнут октавным скачком в верхнем голосе и акцентирован предшествующей паузой.

Яркий пример следования музыки за текстом -- момент перечисления земных и морских тварей («птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския…») композитор отделяет различными тональностями: F-dur, a-moll, C-dur, вводит 24 такт. Резюмируя, прибегает к повтору словесного текста: «Вся покорил еси под нозе его».

Для создания последующего контраста завершается III часть в a-moll темповым замедлением на нюансе p.

IVчасть -- ликующий финал возвращает состояние всеобъемлющей радости, а вместе с ним и тематизм I части: повтор начальной темы. Динамизированная реприза оформлена в трёхстрочную структуру вариационной формы. Возвращение главной тональности -- C-dur. Тональный план финала: C-dur - G-dur - C-dur. Преобладание автентических оборотов, уплотнение гармонической фактуры (дивизии в теноровой партии), взлетающие гаммообразные пассажи, включение распевности, так называемых «юбиляций», движение верхнего голоса по звукам T53. Динамическое развитие приводит к кульминации в последних тактах произведения.