logo
Камкина Рекомендации к аннотации волковская

9. Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки

Mecca - воскресная католическая служба (на латинском языке) состоит из 5 разделов. Названия соответствуют первым словам молитв:

1. Куriе eleison - Господи помилуй

2. Gloria-Слава

3. Credo- Верую

4. Sanctus Benedictus - Свет Благословен

5. Agnus Dei - Агнец Божий

Реквием - разновидность мессы (заупокойная служба), эволюция мессы в сторону концертности, сближение с оперой, чередование сольных и хоровых номеров, оркестровой партии.

Романтизация мессы

Магнификат - празднично-величавые песнопения, связанные с легендой о благовещении (дева Мария, получив благую весть о предстоящем материнстве, величает бога)

Мотет-жанр многоголосной вокальной музыки, где в основном звучании соединяются несколько самостоятельных мелодий с различными текстами. Католическая церковь боролась против таких мотетов, противопоставив с 15 в. многоголосные песнопения на единый латинский текст.

Мотеты писались для хора а cappella (с 16 в. - с сопровождением), состояли из нескольких (2,3 и более) разделов в полифоническом и аккордовом складе.

Мотет постепенно перерастает в сольную и хоровую кантату, сближается с ней (мотет-ария, мотет-сцена, мотет-диалог и др.)

«Высокая месса» h-moll Баха; «Торжественная месса» Бетховена Симфонизация мессы

Романтизм

От лат. «magnificat» - величание

От фр. «мот» - слово. Особый музыкальный род, стоящий между мессой и песней

Эпоха Возрождения -

Жоскен Депре, Дж.Палестрина

Барокко 1-я половина 18 в. Д.Скарлатти, И.Бах

2-я половина 18-го -19 век. И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен

19 в.- К.Вебер, Ф.Лист, Ф.Шуберт

Дж.Палестрина, О.Лассо. К.Монтеверди, И.Бах

Конец 12 -14 в. - 16 в. Дж.Палестрина, О.Лассо.

17 в.- Рамо, Пёрселл, Гендель, Бах

18 в. – И.Гайдн, В.Моцарт;

19 в. – Р.Шуман, И.Брамс, Ш.Гуно, К.Сен-Санс;

20 в. А.Веберн,И. Стравинский

Мадригал - песня (лирическая) на родном языке, в отличие от песнопений на латинском языке, одноголосная. Светский музыкальный жанр эпохи Возрождения. Истоки мадригала - в итальянском народном творчестве. Мадригал в 16 в. это 4-5-ти голосное вокальное сочинение «строгого стиля» (полифоническое).

Кантата - возникла в Италии как вид сольной вокальной музыки в 17 в. Затем, наряду с сольной, возникла хоровая кантата. наряду со светской - духовная кантата.

Кантата - многочастное произведение для солистов, хора и оркестра. (Бах называл свои кантаты «концертами», «мотетами», диалогами»).

Оратория появилась одновременно с кантатой. Название произошло от особого церковного помещения, где верующие читали Библию, Евангелие. Крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенный для концертного исполнения. Основной источник сюжетов - Библия.

Хоровая сюита - это циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных частей, располагающихся по принципу контраста, объединенных единым замыслом, содержанием, названием

От итал. «cantare» - петь, (соната - инструментальная музыка, кантата - вокальная музыка)

От лат. «oratorium» молельня.

Сходство с оперой: сюжетность, крупные размеры.

Вокальные формы - арии, речитативы, ансамбли,хоры.

Отличие: оратория - эпический повествователь­ный жанр, исполняется концертно, без костюмов и декораций.

От франц. «suite» - ряд, последователь­ность

16 в. — Аркадельт, Палестрина, Маренцио, Монтеверди, Лассо

17 в. – И.Бах - около 300 кантат;

20 в. – светские кантаты: С.Прокофьев - «Александр Невский»; Д.Кабалевский «Песня утра, весны и мира»; Ю.Чичков - «Дети рядом с отцами»; «Пионеры- герои»; А.Пахмутова - «Красные следопыты»

18 в. Ф.Гендель-создатель классического образца этого жанра. И.Гайдн, Л.Бетховен. В.Моцарт.

20 в. С.Прокофьев, Д.Щостакович, Г.Свиридов, А.Шнитке.

И.Макаров «Река-богатырь

Хоровая миниатюра или хоровое произведение малых форм. Небольшое хоровое произведение - обычно отточенное по форме, афористичное, преимущественно лирического, любовного содержания, пейзажное, часто на народной жанровой основе. Отсутствие многоплановости, как правило, разрабатывается один образ. Музыка лишена внешних эффектов, прежде всего, обращена в сферу внутреннего мира человека, его чувств и переживаний.

Танцевальность.

Формы: одночастная (период), 2-х частная, куплетная форма.

Миниатюризм как художественный принцип характерен для французской хоровой музыки. Расцвет

миниатюры - 19 в. - эпоха романтизма

Ф.Рамо, Ф.Куперен, В.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, К.Вебер, Мендельсон, Э.Григ.

Россия: М.Глинка, А.Даргомыжский и др.